95,9K подписчиков

"Писатели сигналов" с точки зрения сотрудника НКВД.

3K прочитали

Продолжу тему предыдущей своей публикации об архитектуре и культуре, и тех причинах, по которым соревнование в творчестве и профессионализме переходило в соревнование в силе и интенсивности "стука", потому что нашлись комментаторы, которые пытались в обсуждении доказать, что "опять во всем система виновата", а творцы просто "играли по предложенным правилам".

Ну не знаю, не знаю, вот, я примеру, я тоже во всяких конкурсах участвовала, со школьных времен еще, и тоже сталкивалась с тем, что порою призовое место проплывало мимо - когда я была недостаточно хороша, а когда в конкурсе участвовали "чьи надо участники"... Но даже мысли не возникало как-то бяку подпустить.

Да, это гордыня, я в курсе. Именно она позволяет держать руки чистыми, и совесть тоже.

Ну так давайте рассмотрим ситуацию с "благонамеренными сигналами от творцов" с точки зрения следователя НКВД. С этой-то точки зрения желающих рассматривать нет, а стоило бы...

Я не собираюсь быть advocatus diaboli, я просто примерю на себя чужую поношенную гимнастерочку. Представлю, что я - обычный работник органов, преданный делу Революции, без склонности к злоупотреблению вверенной мне страной властью, на фронтах Гражданской повидавший всякое, и желающий сохранить достижения Революции для своих детей и правнуков праправнуков. Я имею некоторый следственный опыт, и вредительства случаи разбирал неоднократно, особенно в 1932 досталось, когда даже члены партии уличались в том, что мел в муку подмешивали, а сами на сторону, по спекулятивным ценам "излишек" пускали... И все - ради обогащения личного, цацек и тряпья модного и духов "из Парижа".

То есть с низостью людской знаком.

И вот мне поручается дело. Дело непростое, а по сигналу. Дескать, проводились испытания новейшего изделия, необходимого для укрепления обороны страны, но на испытаниях что-то пошло не так, совсем не так - изделие, на которое были затрачены большие государственные средства, потерпело аварию, испытатель чуть не погиб, но это не его вина, и списали бы все на недоработку, на некоторые неучтенные нюансы, и Госкомиссия практически к этому выводу пришла, но один из членов ГК, подписавший заключение, написал частным образов в органы, что всё не так, как кажется. И что это не ошибка, а намерение, и не конструкционная проблема, а прямое вредительство, а человек этот, не какой-нибудь зам. по идеологической работе Петр Петрович Свистунов, а заслуженный человек, руководитель конструкторской группы, обучавшийся за рубежом, и вообще без пяти минут лауреат Сталинской премии. То есть не профессионал, а из элиты, из разряда "супер".

И что мне делать?

Мне нужны подробности.

И я начинаю вызывать и расспрашивать.

Арт с Бэдкомедианом в роли НКВДшника.
Арт с Бэдкомедианом в роли НКВДшника.

И тут спрашиваемые, причем без всякого нажима с моей стороны начинают такие бездны открывать, и про себя, и про коллег, и не только про конкретные недоработки, но про разговоры и даже настроения.

А я знаю, что все эти люди Советской властью немеряно обласканы - на них и костюмы загранпошива, и люди под их началом трудятся, и командировки им заграничные, и дачи, и квартиры в новых домах и даже личные шоферы на машинах американской сборки предоставлены..

И думаю я, простой следователь, до полуночи и заполночь эти все откровения выслушивающий и читающий, в дело подшивающий - "да что же вам, б.... нехорошие люди, неймется-то!". И так хочется некоторых по физиономии отоварить, чтобы золотая пенснешечка с носа отлетела...

А мне из почты к делу начальство расписывает новые и новые анонимные и за подписью подробности от жен, от родственников, от сотрудников. И рад бы я поверить, что все дело просто в неучтенных факторах при разработке и конструировании, но там такой клубок злопыхателей против советской власти вырисовался, что фиг его сотрешь.

Не могу я прийти к начальнику, и сказать - "Товарищ майор, сдается мне, мои подследственные все как есть с ума посходили, клевещут ведь друг на дружку, как нанятые, и не стыдно им ни капельки!".

И выходит дело...

Большое дело.

И таких дел не одно.

И не два.

И даже не два десятка.

И люди-то в них фигурируют всё культурные, образованные, лучшие, можно сказать, люди страны.

Сидит мой альтер эго в образе следака, встречает рассвет над Москвой крепким чаем, и думает - "Ах вы, с****, просвещенные и высококультурные, и как вы так можете???" И приходит к нему паранойечка под влиянием развертывающихся нравственных бездн.

Только система, говорите, виновата?

Так я вам вот что скажу - никакой костер не разгорится, если в него сухих дровишек не подкидывать и не поддувать активненько...

Но всё вышесказанное было про обстоятельства выдуманные, так сказать, дело фантазийное. А вот вам из документально подтвержденного и в архивах сохраненного.

Советский лётчик-испытатель М. М. Громов вспоминал:

«аресты происходили потому, что авиаконструкторы писали доносы друг на друга, каждый восхвалял свой самолёт и топил другого».

И подобное "соревнование" шло областях и приобрело в среде творческой, научной интеллигенции характер эпидемии. .

«Отец советской космонавтики» С. П. Королёв сел по доносу. Этот донос написал главный инженер Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) Георгий Лангемак (протеже Тухачевского). Будучи арестованным после своего патрона и по тому же делу, он решил "не страдать один". Кроме того, на Королева написал донос и бывший глава РНИИ Иван Клейменов (также ставленник Тухачевского), с которым Сергей Павлович конфликтовал, ещё будучи его заместителем. Лангемак и Клейменов были, как и Тухачевский сторонниками разработки и внедрения в армию т. н. газодинамических пушек, на которую тратились значительные материальные и финансовые ресурсы, и одновременно ОНИ ЖЕ тормозили разработку будущей легендарной «Катюши» (систем полевой реактивной артиллерии).

Так же донос на Королева написал и инженер В. П. Глушко.
Королев знал об этих доносах и прямо написал Прокурору СССР Вышинскому, что его подло оклеветали Клейменов, Лангемак и Глушко.

Кербер в книге "А дело шло к войне" описывает интересные подробности: как Туполев пересажал сотни своих сотрудников, помощников и прочих работников своего КБ. Точнее, он писал примерно так: когда Туполева посадили "ни за что", то ему предложили назвать всех его подельников, и тот, чтобы не обидеть никого (чтобы не ошибиться и зря кого не оклеветать) написал пару сотен фамилий - всех, кого знал по своему КБ, и не только.

А кроме инженеров, были писатели, поэты, артисты, музыканты и т. д. и т. п. Творческая конкуренция - дело такое... беспощадное.

И если кто-то думает, что "это СССР такой", то вспомните о современной ему Германии и о США времен маккартизма.

Вспомните о том, что кто-то, и скорее всего коллеги, писали всякое нехорошее на Да Винчи и Микеланджело, вспомните Фаддея Булгарина, чье доносительное наследие много интереснее его литературных опусов об Иване Выжигине, вспомните Владимира Киршона, который "спросил у ясеня", но более известен своей эпистолярной активностью другого жанра, да такой, что Булгаков именно его вывел в образе Иуды в "МиМ".

На XVI съезде ВКП(б) в июне 1930 года, на котором «прорабатывали» философа Алексея Лосева, Киршон кричал на весь зал: "За такие оттенки философии надо ставить к стенке!" Киршона, кстати, к стенке поставили в 1938 году.

А наши современники? Ведь мы знаем поистине прекрасные экземпляры!

Всякая система - это люди. Люди, сделавшие свой выбор. Осознанно.

Кто-то не пойдет черным ходом - ни за должностью, ни за славой, ни за грантом. А кто-то пойдет. Черным ходом короче, но... опаснее. Можно оступиться в бездну. Киршон соврать не даст.

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.