Найти тему

«Наследники» Уильяма Голдинга: как неандертальцы встретились с кроманьонцами

Роман Уильяма Голдинга «Наследники» долго ждал своего часа на полке моего книжного шкафа. Купила я эту книгу еще в 2006м году, под влиянием друзей, увлечённых творчеством этого писателя, начала читать, но почему-то не пошло. Этим летом решила, всё-таки, исправиться - прочитала.

Моя книга, старенькая не только потому что 16 лет лежала на полке - в 2006м году я купила ее в одной из петербургских "старых книг" (магазины, где перепродают книги)
Моя книга, старенькая не только потому что 16 лет лежала на полке - в 2006м году я купила ее в одной из петербургских "старых книг" (магазины, где перепродают книги)

За прошедшие 16 лет с книгами Голдинга я так и не познакомилась - не читала даже знаменитого «Повелителя мух». Перед тем, как приступить к «Наследникам», провела опрос среди знакомых-книгочеев - читал ли кто роман, слышал ли о таком. Получила отрицательные ответы, не читали, не слышали. Стало интереснее: передо мной явно лежал редкий и эксклюзивный роман, а значит, скоро я прикоснусь к некоему таинству. Обычно я сохраняю для себя интригу и погружаюсь в факты о книге только после прочтения произведения, но тут исполнилась такого любопытства, что изменила себе. И вот, что выяснила.

Уильям Голдинг, лауреат Нобелевской премии по литературе, оказывается, своего «Повелителя мух» терпеть не мог. Считал слабым, проходным произведением и очень негативно воспринимал то, что именно «Повелитель мух» стал культовым и первой ассоциацией с его именем. Чуть ли не стыдно брать гонорар за вот это вот. Любимым романом из им написанных Голдинг называл как раз «Наследников», впервые изданных в 1955 году. Итак, я воодушевилась ещё больше: ух ты, я, незнакомая с творчеством писателя из классиков ХХ века, начну именно с той его книги, которую он сам считал лучшей! Ну-с, поехали!

Самое начало книги
Самое начало книги

Итак, перед нами роман о первобытных временах, о древних людях. Практически сразу понимаешь, что повествование ведётся глазами неандертальцев - преимущественно, одного из них, молодого самца по имени Лок. Вот их быт, их маленькое «племя», в котором есть и определённая иерархия, и уклад, и религиозное верование в первородную богиню-землю с серьёзными обрядами и реликвиями, и чёткое понимание того, что есть зло, а что добро. А ещё они обладают способностью «видеть внутри головы» - сопереживать то, что каждый чувствует, делиться своими видениями. Каждый член этого маленького племени, от старика Мала и безымянной древней старухи, хранительницы огня, до нового человечка и маленькой девочки по имени Лику, связан с другими незримыми нитями. Сопереживать, видеть вместе, осознавать и осмыслять увиденное - основа общения этих людей, словами они пользуются значительно меньше. В основном, для Лока - который, как метко замечает его женщина Фа, много говорит и слишком мало видит внутри головы.

Все погрузились в то глубокое молчание, которое было соприродно им гораздо больше, нежели слова, молчание, отторгнутое от времени, и на отлоге сначала возникло единство во многих мыслях, а потом, может быть, мыслей не стало вовсе (с)


В книге очень мало действия и много описаний, язык Голдинга поначалу читать довольно тяжело: такое чувство, что продираешься против бесконечный наплыв предложений, перегруженных однородными членами и особенно определениями. Этого настолько много, что теряешься, теряешь нить повествования, не вполне понимаешь, о чём читаешь, и что происходит. Хочется разбиения на абзацы, хочется большей ясности. А потом в какой-то момент понимаешь, что читаешь
притчу, а не фантастическую повесть или динамичный, лихо закрученный экшн в первобытных реалиях. Это книга-картина, книга-песнь - но не песня с парой куплетов, а длинная монотонная напевная история, которую отрешенным голосом старики рассказывают у костра, а молодые вначале нетерпеливо ёрзают, а потом погружаются и ловят каждое слово, как загипнотизированные.

Пожалуй, такое сравнение - самое правильное, какое можно выбрать для того, чтобы охарактеризовать общие впечатления от романа «Наследники». Но не буду забегать вперёд.

Покуда была женщина, была и жизнь (с) Здесь очень красноречивое описание религиозного обряда племени, в котором обычно участвуют только женщины
Покуда была женщина, была и жизнь (с) Здесь очень красноречивое описание религиозного обряда племени, в котором обычно участвуют только женщины

К тому моменту, когда читатель уже глубоко привязывается к неандертальцам и трогательному укладу их жизни так, что ни академический слог, ни скудность действия не заставляют отложить книгу, происходит беда. В сюжете появляются другие люди. И все дальнейшие события идут с нарастающим драматизмом. Вплоть до самой кульминации.

Вот, что называется, дождались динамики - на свою голову. Но если вдруг покажется, что ура, сейчас будет экшн и всё понятно - увы, нет. Понятно не будет, но это, на мой взгляд, гениальнейший приём романа. Мы видим происходящее глазами Лока, который не понимает, что конкретно происходит, зачем, почему, как себя вести и что делать. Не понимает - и ему тревожно. Этот естественный человеческий страх - страх неизвестного и необъяснимого - передан абсолютно достоверно. Вместе с героем тревожно становится и читателю, но, в отличие от искреннего, доброго «ребёнка природы» Лока, читатель понимает и предвидит чуть больше. И каждая следующая строка усиливает самое тяжёлое предчувствие. Медленно, поступательно, неумолимо.

Место, где начинает что-то грозное висеть в воздухе. Как далёкая гроза на горизонте в ясный день маячит крошечной бледной тучкой. Но она уже идёт.
Место, где начинает что-то грозное висеть в воздухе. Как далёкая гроза на горизонте в ясный день маячит крошечной бледной тучкой. Но она уже идёт.

Лок видит, что люди его племени исчезают, потом видит их там и так, как увидеть не ожидал - и всё это слишком неожиданно, тяжело, невообразимо для его восприятия. Требуется время, чтобы осознать. Читатель движется этим же путём. Мы смотрим глазами Лока, тревожимся, пугаемся, попадаем в круговерть, обращаемся в слух и нюх, и это нас терзает нарастающий ужас. Мы то теряем, то находим Фа - и радуемся этому. Но в какой-то момент читатель опять становится собой и смотрит на ситуацию со стороны. И поджимает губы, понимая, в отличие от главного героя, что другой человек вовсе не подарил Локу оперённую палку с острым наконечником и пером, и это вовсе не акт проявления дружелюбия... И на сердце как-то горько, потому что, к сожалению, воображение подсказывает самые тревожные развития событий.

Другие люди - это кроманьонцы. Мы почти всю книгу воспринимаем их глазами неандертальцев. Белые, как умирающие, шерсть растёт странно - почти не растёт, носят на себе чужие шкуры. Едят мясо, пьют кровь и убивают не из необходимости. Пьют странный напиток и ведут себя агрессивно. Предаются любви не по завету первородной великой Оа, не по единству и гармонии, а так, словно друг друга ненавидят и побеждают. При этом до последнего у неандертальцев, оставшихся уже вдвоём Лока и Фа, не возникает к другим людям ненависти и враждебности. Они не хотят ни крови, ни войны. Они только хотят вернуть то, что у них забрали.

Новая голова знала, что многое ушло без возврата, как уходит морская волна. Она знала, что страдание приемлемо и переносимо, если быть терпеливым, как терпелив мужчина к язвящим уколам терниев (с)


Я написала, что
почти вся книга показана глазами неандертальцев. Последние две главы мы прочтём глазами других. И тут, казалось бы, должен весь пазл сложиться в единую картину, но, на самом деле, нет. После того, как читатель переворачивает последнюю страницу, ясности больше, но всё равно остаётся множество вопросов.

Я, признаюсь, подумала, что вопросы только у меня, что это мои личные сложности с книгами-притчами (привет роману «Слепота» Жозе Сарамаго), но оказалось, что ровно то же самое спрашивают и остальные читатели. На некоторые вопросы ответов так и не будет. Каждому предстоит самостоятельно вообразить, что конкретно случилось с Лику, а также поразмышлять о причинах и мотивации кроманьонцев двигаться в своих поступках и существовать в мире именно так, а не иначе. «Что в итоге случилось с Лику» - вообще вопрос номер один к этой книге, судя по форумам. Я долго думала, писательский ли это косяк, т.е. Голдинг объяснил, а мы не врубились, или же так и задумано, а потом, походив после прочтения романа пару дней, поняла: это намеренно так. Лок не знает, что с ней случилось, но, видимо, узнаёт потом - и это нечто абсолютно ужасное. В этом нет и не было никаких сомнений у читателя, а детализация совершенного действия вполне может остаться за кадром. Потому что самое главное, горькое, трагичное и жестокое - ясно. И финал самого Лока, а до него - Фа тоже трагичен, ясен и нагляден безо всякой детализации. Тем и пробирает. Мы приходим в повествование с одними людьми, а выходим из него с другими.

Оа не рождала этих людей из своего чрева (с)


Безусловно, роман несёт в себе явный библейский смысл. Неандертальцы, близкие к природе, интуиты, избегающие зла и насилия (характерна сцена с козой в самом начале) - это добро. Кроманьонцы же, более умственно изощрённые, более приспособленные к жизни, лучше владеющие орудиями труда, далёкие от интуиции, но весьма изобретательные благодаря своему уму в направлении пороков - зло. Дети природы, готовые дружить с другими людьми, принимающие реальность, в которой они не одни на планете, противопоставлены мировосприятию, где на всякий случай лучше уничтожить всё непохожее на тебя, даже не пытаясь вникнуть, с чем или кем имеют дело.

В таком ключе особый смысл приобретает и само название - «Наследники». Наследники этих первобытных людей - современные люди, в самой природе которых изначально заложено зло. Не так ли более просвещенные народы взаимодействовали с туземцами в эпоху освоения новых земель? Параллель проводится более чем конкретная. Не удивлюсь, если именно этот смысл Голдинг и вкладывал, стремился через роман о древних племенах поговорить с людьми современными, заставить их задуматься, узнать себя, исполниться боли за то, что творит человечество из века в век, меняя районы обитания, очертания, внешний вид, но оставаясь верными своей сути. Это ещё один вопрос, ответ на который читатель будет искать сам, если захочет.

Если же не лезть так глубоко, то роман трогает историей неандертальцев до глубины души, их успеваешь полюбить настолько, что хочется защитить, обнять, погладить каждый рыжий завиток, и становится бесконечно жаль, что мы их потеряли. Да, почему-то есть это ощущение после прочтения, что потеряли именно мы. Именно я. Именно каждый ныне живущий человек.

Но, чтобы самой не свалиться в стилистику Голдинга с его бесконечными описаниями и образными сравнениями, пора резюмировать. Тонюсенькую, как видно на фотографиях, книгу я читала почти неделю. Продираться сквозь язык автора пришлось долго, но примерно с середины романа я перестроилась на лад притчи, и дальше побежала в чтении, как под горку. Финальные главы перечитывала несколько раз, возвращалась, вдумывалась в каждое слово. И, наконец, итоговые впечатления вынашивала три дня перед тем, как записать сюда. Сразу после последней страницы в голове было что-то вроде «надо погуглить, что пишут люди, и понять, что это я такое прочитала», через сутки - «роман сильный, но вряд ли буду рекомендовать к прочтению - мало кто через этот язык продерётся и не забросит на первых главах», через ещё одни - «чёрт побери, какое мощное произведение написал Голдинг, до сих пор щемит в груди и при мысли о судьбе Лока, Фа и особенно Лику слёзы на глаза наворачиваются». На момент начала написания этой рецензии я окончательно оформилась с мыслью, что прочитала очень сильную и хорошую книгу, и совершенно не удивляюсь, что сам Уильям Голдинг так высоко оценивал своё произведение.

Но, думается мне, роман «Наследники» не для всех. Не все смогут дочитать, не всем ляжет, не всем понравится финальное послание автора, глобальное высказывание, которое он вложил в это произведение. Не могу однозначно рекомендовать к прочтению. Субъективно почему-то кажется, что не с «Наследников» надо начинать знакомство с творчеством Голдинга, но могу ошибаться. Я думаю, что через некоторое время прочитаю «Повелителя мух», но явно нескоро. И слог, и смысловая нагрузка «Наследников» такова, что сразу кидаться за другие книги не то, что автора, а вообще художественные, попросту невозможно.

Задняя сторона обложки моей старенькой книги
Задняя сторона обложки моей старенькой книги

PS я горю огромным желанием обсудить это произведение с кем-нибудь, кто его читал (и дочитал до конца). Среди моего окружения нет ни одного такого человека. Отзовитесь, люди, знакомые с «Наследниками» Голдинга!

Понравился отзыв? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

#уильямголдинг #книголюб #что почитать #наследники #голдинг #рецензия на книгу #книжныйобзор #книжныйблог #первобытныелюди #художественнаялитература