Я знаю, что выставленным на продажу пожарным автомобилем уже мало кого удивишь: старичков действительно продают с завидной регулярностью.
Но, кажется, это в первый раз, когда я встречаю в продаже огромный аэродромный пожарный грузовик.
Именно такой сейчас продают в Бурятии. Он находится в Улан-Удэ и называется АА-60-160 «Ураган».
«Ураган» построен на полноприводном военном шасси МАЗ-7310. Его выпуск начался в 1962 году, а самым известным применением стала перевозка и запуск ракет в составе ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус».
Но как можно видеть, нашлась для огромного шасси работа и на гражданке. Например, в качестве аэродромного пожарного грузовика.
Выставленный на продажу экземпляр всю свою жизнь служил в аэропорту Байкала. Мне даже удалось найти фотографии его на службе:
АА-60-160 разработали в ОКБ-8 еще на шасси МАЗ-543 (так назывался 7310 до модернизации и смены индексации).
Серийное производство организовали в 1973 году на Прилукском заводе пожарной техники.
Пожарный грузовик создан специально для использование в аэропортах. Он может не только доставить личный состав к месту пожаротушения, но и обеспечить подачу воды из цистерны или из водоёма, а также осуществлять тушение пеной.
В кузове АА-60 установлены цистерны для воды (11000 л, на модели 160.01 - 12000 л) и пенообразователя (900 л), в задней части - насос ПН-60.
Интересно, что для привода насоса тут установили отдельный двигатель. И не какой-нибудь, а V8 ЗИЛ-375 мощностью 180 лошадиных сил. Такой же ставили, например, на автобусы ЛиАЗ-677!
Для обеспечения работы в зимнее время цистерны, насос и основной двигатель оборудованы системой электрического обогрева. Для питания системы, а также других потребителей электроэнергии, на автомобиле установлен генератор.
В случай выхода генератора из строя могла использоваться бензиновая система обогрева.
На крыше можно увидеть огромный лафетный ствол. Управлялся он вручную: для этого пожарному надо было встать на капот между кабинами и взяться за ручки. Выглядело это всё, вероятно, очень сурово.
Серийное производство АА-60 продолжалось до 1982 года, когда ему на смену пришёл более совершенный АА-70(7310)-220.
Но давайте вновь вернёмся к выставленному на продажу экземпляру. За него хотят получить 520 тысяч рублей. Примерно столько же можно получить, если сдать его в металлолом.
Так что не надейтесь, что кто-то купит такой с целью дальнейшего восстановления. Скорее кто-то купит его, чтобы сдать на утилизацию и заработать на разнице.