"Большинство известных татарских родословных, чьи рукописные варианты хранятся в госархивах, относятся к периоду Золотой Орды или Казанского ханства. Есть шаджаре, которые уходят ещё дальше вглубь эпох, во времена Волжской Болгарии и далее. Вообще для истории рода вряд ли существуют временные ограничения", - считает доктор исторических наук, академик АН РТ - Радик Салихов. Это интервью было опубликовано в журнале "Казань", но печатные издания доступны далеко не всем. Между тем, в материале есть очень ценные сведения и о разных татарских родах, и о разных исторических источниках для составления родословных (архивные документы, шаджаре). Поэтому специально для наших читателей важные фрагменты из этого интервью.
"Например, рукописное шаджаре сеидов Шакуловых начинается с Адама и охватывает историю всей человеческой цивилизации, разумеется, в контексте мусульманского и тюркского мира. Ведь сеиды — это прямые потомки Пророка Мухаммеда по мужской линии, которые играли важную роль в жизни средневековых татарских государств, составляя и возглавляя мусульманскую духовную элиту. Сеиды Шакуловы прочно связаны с историей Касимовского ханства, а в Казанском ханстве сеидом являлся знаменитый имам Кул Шариф, в Сибирском ханстве известен сеид Дин Али Ходжа и так далее.
Ряд больших татарских родословных восходит к сподвижникам пророка — сахабам. Считается, что потомки сахаба Салмана Фарси живут в нескольких сёлах современного Татарстана: в Старой Масре Арского района, в Кошмане Апастовского района, в Бишмунче Альметьевского района и других населённых пунктах.
Представители этого рода являлись сюннэтчеляр — знатоками мусульманского священного предания, строго следившими за соблюдением основ исламского права в повседневной жизни общины. Кстати, потомком Салмана Фарси считался драматург Галиаскар Камал.
Шаджаре известного религиозного деятеля 17 века, ахуна Юнуса Иваная аль-Качеви, происходившего из деревни Качелино (ныне Арский район Татарстана) в рукописном варианте восходило к другому сахабу — Абузару Гаффари.
Шигабутдин Марджани, прекрасно знавший историю ислама, на фактах развенчивал легенды
Выдающиеся татарские историки Марджани и Фахретдин подвергали справедливой критике историческую достоверность таких родословных. Учёные высказывали критические замечания или сомнения по поводу значительного удревления или возведения к каким-то великим фигурам человеческой цивилизации. Они считали, что приписывание татарских родов к знаменитым представителям мировой истории не имеет никаких оснований.
Хотя, на наш взгляд, рациональное начало в таких конструкциях всё же присутствует. Ведь относя себя к роду Пророка или его сподвижников, либо к какому-то из великих ханов, а то и древнегреческому философу Сократу, представители татарского правящего класса и духовенства, ещё более укрепляли свой статус и авторитет среди единоверцев.
Шигабутдин Марджани, прекрасно знавший историю ислама, на фактах развенчивал их легенды. Например, говоря о родословной Юнуса Иваная, он утверждал, что данный род не мог происходить от сахаба Абузара Гаффари, так как у него был всего один сын, да и тот умер, не оставив потомства. Последующие детальные изучения документов 17 века, а также генетические исследования полностью подтверждают правоту Марджани.
Кстати от Сократа вели свою родословную татарские князья и мурзы, входившие в большой и разветвлённый род Кара бека. Причём согласно легенды родословной считалось, что род пришёл в наши края из Анатолии.
Хронологически шаджаре начинается в 11 веке и в начальной своей части включает всех известных кипчакских и огузских ханов. На самом деле, по источникам и результатам генетических исследований род Кара бека имел южносибирское происхождение и издревле постоянно кочевал в Поволжье и Приуралье. Поэтому, к примеру, наличие в родословной легендарного Бачман султана — одного из кипчакских правителей, давших в своё время бой монгольским завоевателям, в этом смысле оправдано. Отсылки к Анатолии или Причерноморью в легенде шаджере связаны скорее всего с поздними золотоордынскими миграциями. Потомки Кара бека играли важную роль в истории татарских средневековых государств, а позднее находились на службе у русских царей.
Марджани и Фахретдин первыми в татарской исторической науке обратили внимание на шаджере как на исторический источник. Они скрупулезно собирали их, изучали и публиковали со своими комментариями.
Шаджаре — летопись татар
— Классические рукописные родословные у татар имеют различные варианты. В основном это простые шаджаре, показывающие лишь прямую мужскую линию конкретной семьи.
Однако, имеются родословные с обширными комментариями, имеющими большую историческую ценность. Так как они часто дают не только дополнительные сведения по тому или иному колену, но и представляют определённый исторический контекст. То есть рассказывают о жизни рода в определённый исторический период. Имеются и более сложные варианты. Так называемые общинные шаджаре, дающие представление о всех родах деревни, их родственных связях.
Такие родословные представляют генетическую историю населённого пункта и тоже как правило снабжены комментариями. Например, родословная деревни Большой Менгер Атнинского района Татарстана, включает в себя шаджаре всех основных родов этого исторического аула. Среди них родословная Килмэк бабабя — выходца из Крыма, чьи потомки на протяжении многих лет являлись имамами села. Или же родословная Янбакты, восходящая к мурзам и бекам Казанского ханства. Представители этого рода, в частности, Адамовы, уже в последующие века проявили себя как видные священнослужители и предприниматели. Кроме них, следует назвать ещё и родословную потомков Хасан-Хусаина, по легенде, выходцев из Крымского ханства, получивших от правителей Казани тарханные ярлыки (тарханы — это привилегированное сословие тюркской знати, — прим. ред.).
Кстати, по данным генетики этот род являлся частью большого родственного объединения, куда входил и клан Кара бека. Из рода Хасан-Хусаина происходили знаменитый землевладелец и первый татарский нефтепромышленник Надир Уразметов, а также один из муфтиев Оренбургского магометанского духовного собрания Габсалям Габдрахимов.
Таким образом, шаджере является бесценным историческим источником, который вкупе с архивными материалами может показать полную и объективную историю не только отдельного рода, села или региона, но народа в целом.
Древо «растёт» из архивов
— Чтобы начать архивную работу по составлению родословной понадобится первичный материал: из какой деревни произошли предки, их имена, хотя бы нескольких поколений, и другие детали. Получив эти сведения приступаем к работе с документами. Начинаем с метрик, затем доводим родословные линии до материалов государственных ревизий, самая поздняя из которых была проведена в 1858 году. Если повезёт с сохранностью переписей по изучаемой территории, то можно дойти в поисках до Ландратских книг начала 18 века — так назывались документы по переписи населения, которую проводил, по указу Петра I, специальный чиновник «ландрат».
К сожалению, самые ранние переписи фиксируются только первой половиной 17 века, да и то по сословному принципу. Писцовые книги, лишь в редком случае могут дать сведения о ранних представителях рода, да и то если, ваши предки входили в число землевладельцев, служилых татар и так далее. Конечно, сведения о периоде Казанского ханства можно почерпнуть из дел Российского архива древних актов, если вдруг в каком-то из делопроизводственных материалов, вдруг окажутся копии тарханных и иных ярлыков. Но это крайняя редкость и исследовательская удача.
В целом, одной из проблем является сохранность и доступность архивных документов. Есть много других специфических особенностей и трудностей работы исследователя.
Однако, в любом случае, составление личной родословной — благородное дело и оно требует старания, упорства и исследовательской настырности. Сколько бы колен не восстановил человек в своей родословной, он уже сделал святое дело, возродив память о предках и передав её другим поколениям".
«Чистая кровь»
— Испокон веков мусульмане роднились только с мусульманами, а территориально браки совершались в пределах одного региона. Тогда не обращали особого внимания на национальную принадлежность. Главным было вероисповедание. Однако, именно в шаджере, которые сопровождаются комментариями от составителя иногда можно встретить упоминания о национальной принадлежности того или иного представителя рода. Но, чаще такие уточнения встречаются в комментариях современников или учёных, изучающих эти родословные. Благодаря сведениям Марджани мы знаем, что одна из жён известного ахуна Юнуса Иваная была дочерью казахского хана, а жена основателя рода купцов Апанаевых — Исмагила являлась турчанкой, захваченная в годы русско-турецкой войны.
Иногда можно увидеть следы прошлой этничности в прозвищах представителей каких-то известных родов. Марджани, рассказывая о роде купцов Арсаевых из деревни Наласа Арского района, отмечал, что в народе они были известны как «чирмеш», то есть марийцы. Несмотря на то, что род этот уже столетия находился в исламе, люди хорошо помнили о его марийских корнях.
С точки зрения науки, «чистых» в этническом плане родов нет и быть не может. Тем более в нашем регионе, где на протяжении тысячелетий бок о бок живут самые разные народы: русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты, мордва и многие другие. Всех их по праву можно назвать братскими. В этом счастливая уникальность нашей земли".
Полная версия интервью с Р.Р. Салиховым опубликована в журнале "Казань", 2022, №6, с. 90-95.