Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему у пассажирских и транспортных вертолётов двигатели на крыше, а не по бокам

Среди всех воздушных транспортных средств именно вертолёты явно выделяются своей несуразностью. Посудите сами: зачем располагать самую тяжёлую часть именно на крыше? Чтобы при жёсткой посадке все эти двигатели вместе с редуктором и несущим винтом придавили содержимое вертолёта? А ведь вертолёты - это не только военные винтокрылые машины, в которых как правило "казённые люди", а ещё и пассажирские, и транспортные.

В общем, пора разбираться, как же так вышло, что авиаконструкторы с завидным упорством продолжают размещать двигатели именно на крыше фюзеляжа вертолётов, а не по его бокам?

Причём речь пойдёт не только о советских военно-транспортных вертолётах для перевозки личного состава и грузов, но и о современных пассажирских моделях для перевозки людей.

По всей видимости силовая установка на крыше - это как бы напоминание пилоту, что вести машину нужно ровнее, в линиях электропередач запутываться своими винтами тоже крайне нежелательно, а иначе при жёсткой посадке прихлопнет всех сидящих в салоне пассажиров тяжёлыми двигателями и прочими агрегатами.

-2

Однако если вы думаете, что вертолётостроителей совсем уж покинул здравый смысл, то строго говоря это не совсем так. Потому что ещё в СССР был такой замечательный соосный многоцелевой вертолёт Ка-26, построенный по принципу летающего шасси. Так вот на крыше фюзеляжа у него были только редукторы несущего винта и сам винт. А вот двигатели были вынесены по бокам от фюзеляжа. И ведь летал вертолёт, причём хорошо.

-3

Но шли годы, и специалисты по так называемому "улучшайзингу" решили улучшить конструкцию этого вертолёта. Так появилась обновлённая и глубоко модернизированная модель Ка-226. Вся глубина модернизации видна невооружённым глазом. Если раньше двигатели были по бокам, то потом пришли эффективные "манагеры" и поставили двигатели на крышу, чтобы было как у всех. Неча выделяться!

В результате когда бойцы грузятся в такой вертолёт, то они очень чётенько понимают, что над их головами тяжёлое всё: и двигатели, и редукторы, и винт. Так что случись чего в воздухе, даже не очень жёсткая посадка гарантирует пролом крыши фюзеляжа со всеми вытекающими...
-4

Объясняется такая компоновка довольно просто: разнесённые по бокам двигатели нужно снабжать двумя отдельными редукторами, а ещё валами. И всё это утяжеляет конструкцию. Когда же двигатели на крыше фюзеляжа, то можно обойтись одним редуктором, и он выходит гораздо компактнее и дешевле. Тем более, что несущий винт сверху, значит и редуктор его, и двигатели тоже должны быть сверху.

-5

Если установить двигатели назад - между хвостом и салоном, то нарушится развесовка вертолёта, да и тянуть оттуда валы нецелесообразно. И поэтому в угоду экономичности, дешевизны и топливной эффективности вся силовая установка вертолётов располагается на крыше.