Известный американский журналист и писатель по имени Майкл Мосс — автор книг о еде «Соль, сахар, жир: как пищевые гиганты зацепили нас» (написана в 2013 году) и «Подсел: еда, свобода воли и как пищевые гиганты эксплуатируют наши пристрастия» (написана в 2021 году). В них он очень доходчиво рассказывает, как пищевая промышленность умело управляет тягой человека к определённой еде, используя знания о физиологии и строении мозга и тела.
Благодаря своей профессии, Мосс смог подробно изучить вопрос создания искусственных продуктов питания, побывать в штаб-квартирах некоторых крупных корпораций, видя, как они работают изнутри, в том числе он был в «Nestle» и «Kellogg», чтобы узнать о том, какие ингредиенты каким образом влияют на вкус и внешний вид продукта. Хочу привести несколько его цитат.
“Биологические эволюционные системы человека спроектированы так, чтобы быть уязвимыми для многих популярных полуфабрикатов, продаваемых сегодня на рынке, которые обычно производятся с добавлением сахара и соли, чтобы человек хотел большего”.
“Эта отрасль стремится к тому, чтобы нам не просто нравились их продукты, но и хотелось все больше и больше”.
Пищевая промышленность, по словам Мосса, не является “империей зла”, которая ставит своей целью сделать людей больными. Скорее всего, пищевые компании - это предприятия, которые хотят продать как можно больше продуктов. Потребители играют определённую роль и должны обучать себя и быть в курсе ингредиентов, которые входят в пищу, которую они едят, в то время как медицинские работники должны вносить свой вклад в пропаганду здорового питания и информировать пациентов о связи между питанием и ожирением.
Исследуя свою книгу, Мосс сказал, что его заинтриговал язык, на котором люди в пищевой промышленности разговаривают друг с другом. Такие слова, как “тяга”, “возможность перекусить” и “аппетитность”, - это некоторые из терминов, используемых для описания продуктов, предназначенных для того, чтобы заставить человека потреблять как можно больше. “Точка блаженства” — термин, введённый американским исследователем рынка и психофизиком Говардом Московицем, считается количеством ингредиента, такого как соль, сахар или жир, который оптимизирует вкус, сказал Мосс. ”Ощущение во рту“ — это термин, используемый для описания идеального ”хруста" чипсов, который заставит человека продолжать есть.
“Разговаривая с диетологами, я понял, что проблема не в том, что индустрия создала ”точки блаженства" для газировки", - сказал Мосс. “Дело в том, что они маршировали по продуктовому магазину, добавляя сахар в продукты, которые раньше не были сладкими. В хлебе теперь есть сахар. В некоторых йогуртах содержится столько же сахара, сколько в порции мороженого. Что это делает, так это создает в нас ожидание того, что всё должно быть сладким, поэтому, когда вы тащите своих детей к продуктовому ряду… — вот почему у вас на руках восстание.”
По словам Мосса, убрать соль и сахар из продуктов питания - задача не из лёгких. Замороженные вафли, например, выходят из тостера “похожими на солому” без соли. Популярные кукурузные хлопья для завтрака не только теряют вкус после удаления соли, но и имеют странный металлический привкус, который обычно маскируется солью.
“Индустрия больше зациклена на этих вещах, чем мы. Можно привести довольно веский аргумент в пользу того, что индустрия не просто реагирует на нашу врожденную любовь к сахару или соли, но и вызывает у нас пристрастие к соли, с которым мы даже не родились”.
По словам Мосса, пищевые компании также добились лояльности к бренду, сочетая продукты, тщательно отобранные в лабораториях, с яркой рекламой и яркой упаковкой.
”...обработанные продукты остаются дешевыми, удобными и неотразимыми”.