Сегодня я хотел бы рассказать о Габриэле Гарсиа Маркесе. Не о конкретном рассказе или произведении, а человеке - исследователе. Он был не только писателем, но и журналистом. Любил путешествовать, посетил много стран, включая Советский Союз, хотел своими глазами увидеть как живут люди на разных континентах.
В одном из своих эссе, он написал, что в его книгах нет ни единого предложения, ни одной строки, которая не была бы основана на реальности.
Обычно о Маркесе говорят как об основоположнике жанра магического реализма, но для самого Маркеса, нередко описывающего эпизоды взятые из своей жизни, этот пресловутый "магический реализм" был ничем иным как просто реальностью.
На мой взгляд книги Маркеса стали популярны во всем мире не только из-за его особого языка и стиля, а потому что он всегда умел честно и искренне говорить на две темы – о человеческой натуре и о любви.
Во главе литературного бума
“Сто лет одиночества”, главный роман автора, безумно популярный на родине и зарубежом, вышел в 1967 году, положил начало разговорам о рождении латиноамериканской литературы. Безусловно, она существовала и ранее, но именно Маркес (и еще пара имен) вывели ее на новый уровень, обратили на нее внимание всего мира – книги были переведены на разные языки, стиль Маркеса начали использовать его последователи во всем мире, а сам автор получил Нобелевскую премию.
Маркес, пишущий всегда искренне, никогда не говорит о проблемах общества прямо. Густыми мазками он вплетал влияние общества и нового техногенного мира на жизнь отдельного человека, выстраивая тем самым общую картину происходящего и актуального в любые времена.
И это можно встретить в каждом его произведении. Так в “Ста летах одиночества” он показывает как приход крупных компаний влияет на жизнь маленькой деревни, а в “Полковнику никто не пишет” говорит о цене, которую каждый обязан платить за свои действия. Ну и конечно “Осень патриарха” – произведение, которое как никакое другое описывает неразрывный круг жизни южноамериканского общества XX столетия.
Любовь и одиночество
Но в “Осени патриарха” раскрывается и еще две важные для произведений Маркеса темы, а именно любовь и одиночество. Автор методично раскрывает понятие любви, как силы способной подавить любой разум, выкинуть на край общества, силы которую невозможно преодолеть. Она близка к безумию или болезни, да так что в некоторых его книгах ее напрямую путают с холерой или бешенством.
По Маркесу любовь и одиночество это две разные стороны одной монеты. Ведь только любовь может быть одновременно и пьянящим чудом и самым тяжелым страданием в мире. И это чувство делает героев Маркеса стойкими и сильными – способными пронести свою любовь через года (“Любовь во время холеры”), а её отсутствие – ослабить и развратить (“Осень патриарха”).
Но чаще всего ради любви его персонажи готовы преодолеть любые препятствия.
Думаю настоящая магия Габриэля Гарсиа Маркеса в его таланте вдумчивого, открытого и честного рассказчика.
Маркес всю свою жизнь и творчество изучал человека, силу его любви. В каждом своем произведении он подчеркивает непредсказуемую странность жизни и именно таким образом стирает грань между реальностью и фантазией, отыскивая поэтическую сердцевину в обыденности привычного.