Найти в Дзене
Советское Кино и не только

"Дверь без замка" - советский фильм о выборе между абсолютной честностью и любовью

Оглавление

Сразу скажу, что фильм не шедевр (что понятно - иначе бы все его знали и помнили) - сценарий слабый, местами откровенно провисает, мотивации персонажей не всегда понятны.

Но актёрский состав в картине "Дверь без замка", о которой пойдет речь, - отличный (Жанна Прохоренко, Юрий Каморный, Любовь Соколова; в запоминающихся эпизодах - Людмила Гурченко, Виктор Павлов, Ирина Акулова и другие), а сама история (равно как и персонажи) просто напрашивается на обсуждение. 

Даша (Жанна Прохоренко)  и Пётр (Юрий Каморный), кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)
Даша (Жанна Прохоренко) и Пётр (Юрий Каморный), кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)

Герои фильма "Дверь без замка"

Даша (Жанна Прохоренко)  и Пётр (Юрий Каморный) - молодожёны. Расписались они по-тихому, родителей оповестили уже после ЗАГСа. Пётр - молодой капитан, идёт в первый рейс: не на океанском лайнере, конечно, а на грузо-пассажирском речном пароходике, гоняющем всю навигацию вверх-вниз по течению.

Статус Даши не вполне понятен - вероятнее всего, она только что закончила школу; во всяком случае, максимализм и наивность у неё зашкаливают. 

Даша с родителями живёт в городе, мама Петра - в селе, мимо которого курсирует пароходик. Молодые приезжают к маме Петра (Любовь Соколова), которая обижена, что её не пригласили на свадьбу. Обида понятна, но они никого не приглашали.

Хуже другое - Пётр, оставив Дашу у матери, тут же, буквально через пять минут, отправляется на свой пароход. А  мать, сурово кинув невестке "Располагайся", тоже уходит на работу (на ферму). 

Мама Петра (Любовь Соколова), кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)
Мама Петра (Любовь Соколова), кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)

Девушка остается одна и в полной растерянности. Сначала она бежит к теплоходу, проводить мужа, потом отправляется на ферму. Там над ней слегка издеваются - ну, как же не подколоть городскую-то, она ведь враг народа, тем более, что на Петра имели виды и местные девушки, а он - вона что учудил!

Семейно-любовное

И мать Петра относится к Даше как к вражине, что уж совсем непонятно - женщина она, судя по всему, хорошая и добрая, понятно, что на сына обиделась, но на девчонке-то зачем отыгрываться? 

Даша отправляется наниматься на работу - на пристань: тамошний начальник в разговоре упомянул, что остался один, что нет ни матроса, ни кассира, ни уборщицы, так как все подались в колхоз. Тут же, на пристани, ей выделяют и комнатку, куда девушка радостно переезжает от свекрови. 

Первое посещение мужем её каморки - и первый скандал - не за то даже, что Даша от свекрови ушла, а за то, что комнатка эта открыта, что называется, всем ветрам: там и замка-то нет. Пётр возмущается - мол, сплетни пошли, люди напридумывают - чего и не было!

Даша тоже возмущается, конечно: как так, муж ей не верит? Но лично мне непонятно - как можно вот так жить с незакрывающейся дверью?

Конечно, аналогия прозрачна: у Даши душа чистая, скрывать ей нечего, а у тех, кто возмущается, рыльце в пушку.

Однако фильм как притча не воспринимается, и потому возникает житейское недоумение: ну, ОК, местность такая благополучная, что девушка ночами (практически в "чистом поле") может ничего не опасаться.

Но, пардон, а переодеться ей не надо никогда? А вот муж приедет - и им в этом чистом поле супружескими игрищами при незакрытых дверях и окнах норм заниматься? Феерия, короче. 

Митя (Алексей Крыченков), Даша и Пётр, кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)
Митя (Алексей Крыченков), Даша и Пётр, кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)

Морально-экономическое

Митя (Алексей Крыченков), Даша и Пётр, Параллельно развивается вторая линия - морально-экономическая. Рыбак Василий (Юрий Гончаров) - браконьер. Выловленную (и краденую в рыбсовхозе) рыбу продает на сторону.

С ним пытается бороться инспектор рыбохраны Митя (Алексей Крыченков), но как-то малоуспешно он борется; такое ощущение, что ограничивается конфискацией сетей.

Василий уговаривает Петра вступить в дело: на пароход Петра загружается рыба (перевозка законна и оплачивается как положено, но сама рыба - краденая), ну а Петр, делая вид, что всё в порядке, разгружает рыбу там, где укажут. 

Зачем Петр соглашается на это - неведомо. Ну да, деньги ему обещают, вот только нет никаких объективных причин хотеть больше денег: квартиру ему и так дадут, в кооператив вступать не надо, машина тоже, вроде как, без надобности, - он все равно во время навигации постоянно на пароходе, жена хотелок не предъявляет...

Разумеется, деньги дополнительные никому ещё не мешали, но риск явно не оправдывается: если что, то Пётр не отмоется и с капитанства слетит однозначно. Но вот ведётся. 

Пётр и Анна (Людмила Гурченко), кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)
Пётр и Анна (Людмила Гурченко), кадр из фильма "Дверь без замка" (1973)

А жена у него, как я уже говорил, девушка кристально честная, да еще и максималистка. И узнав о том, что муж вступил в преступный сговор, молчать не может.

В обсуждениях фильма её некоторые клеймят да "Павликом Морозовым" обзывают, но... вот не может она жить с вором, противно ей это. Да и не сдает она мужа, а предлагает ему самому сделать выбор...

***

Режиссёр фильма "Дверь без замка" - Адольф Бергункер, сценарий Александра Борщаговского