Найти тему
История моды с Марьяной С.

Миф о Шанель и Маленьком Чёрненьком Платье

Неимоверное количество статей об истории "маленького чёрного платья" начинается с Коко Шанель. 1926 год, журнал "Вог", эскиз лаконичного чёрного платья, всеобщий восторг, вскоре платье называют "униформой современной женщины" и предсказывают, что это "платье, которое будут носить все"... Правда ли это? Несомненно.

Но это не вся правда.

Слева - ансамбль от Шанель, 1927. (с) Из коллекции Метрополитен-музея. Справа - Коко Шанель, Мэн Рэй, 1935. (с) Man Ray Trust
Слева - ансамбль от Шанель, 1927. (с) Из коллекции Метрополитен-музея. Справа - Коко Шанель, Мэн Рэй, 1935. (с) Man Ray Trust

Надо отдать должное Коко Шанель. Она была просто блестящим мастером пиара. Когда талантливый человек долго, громко и уверенно о чём-то говорит, ему верят - во всяком случае, многие. Шанель ввела элементы мужского гардероба в женский, Шанель освободила женщин от корсетов, Шанель ввела в моду короткие стрижки. И, конечно, Шанель первой предложила лаконичное чёрное платье - а до неё носили чёрный только в трауре. Да-да-да...

Знаете, мне очень нравится мысль, высказанная Кристианом Диором - что один человек не может пустить моду по новому пути. Подтолкнуть - да. Но радикально развернуть в одиночку - нет. Это касается всего, в том числе маленького чёрного платья.

"День рождения", Марк Шагал, 1915. (с) Из коллекции Музея современного искусства (Нью-Йорк)
"День рождения", Марк Шагал, 1915. (с) Из коллекции Музея современного искусства (Нью-Йорк)

Чёрные платья, которые можно носить "и в пир, и в мир, и в добрые люди" полюбили ещё в XIX веке. Бедным девушкам, вроде продавщиц, белошвеек или гувернанток (вспомним Джен Эйр), парочка чёрных платьев заменяла весь сложный гардероб той эпохи, от утренних до прогулочных, от дневных до вечерних нарядов. Светских дамам с ограниченными средствами чёрные платья выручали, когда мероприятий много, а нарядов мало - и, как писали в модных журналах, если у вас есть чёрное платье, которое можно украсить по разному, ни одно приглашение не застанет вас врасплох.

Носили ли чёрный только в трауре? Отнюдь. Чёрный, помимо прочего, был цветом элегантности. Цветом, на фоне которого красиво выделялась белая кожа и драгоценности. Цветом возраста, в конце-концов.

И в XX век мода вступила со всем этим багажом.

Слева - "Портрет женщины в чёрном платье",  Тамара Лемпицка, 1923. (с) из частной коллекции. Справа - эскиз платья от дома моды Премэ,  1922. (c) Getty Images
Слева - "Портрет женщины в чёрном платье", Тамара Лемпицка, 1923. (с) из частной коллекции. Справа - эскиз платья от дома моды Премэ, 1922. (c) Getty Images

В 1913, Жанна Пакен, знаменитый в ту пору французский модельер, предложила платье, достаточно строгое, чтобы носить его в дневное время, и достаточно изысканное, чтобы надевать его вечером (привет универсальному платью от Шанель).

В 1919 Эмили Пост, одна из самых авторитетных дам-специалистов по этикету писала, что "очень утомительно всё время носить чёрный, но ни один другой цвет настолько не удобен, универсален, и не выглядит уместно в любой ситуации".

В 1922 популярный дом моды Премэ выпустил очень простое платье из чёрного атласа, с белыми манжетами и воротником, того самого лаконичного силуэта, который был свойственен 1920-м. Модель была названа "Ля Гарсон", в честь одного из самых популярных романов того времени. И модных худеньких девиц, больше похожих на мальчиков, именно так и называли. В одном из модных журналов уже в следующем году писали, что на долю Ля Гарсон от Премэ выпал успех, которого не зала раньше ни одна модель платья, и что по всему миру были проданы миллионы экземпляров.

А в 1925 дом моды Жанны Ланвен предложил платье из чёрного атласа без всякой отделки. Да что там, даже словосочетание "маленькое чёрное платье" встречалось раньше!

Но у нас с вами сегодня буквально прошита связка "МЧП равно Шанель". Почему?

Слева - Коко Шанель, Жан Мораль, 1938. (c) Getty Images. Справа - Иллюстрация из журнала «Вог», ноябрь 1926,  с маленьким чёрным платьем от Шанель
Слева - Коко Шанель, Жан Мораль, 1938. (c) Getty Images. Справа - Иллюстрация из журнала «Вог», ноябрь 1926, с маленьким чёрным платьем от Шанель

Великая мадмуазель не была гениальным кутюрье. Однако она была блестящим мастером стиля. Именно её вариант маленького чёрного платья оказался чрезвычайно привлекательным и самым универсальным. Именно её предложения по поводу того, как его можно стилизовать, открывали перспективы: "Белые воротники и манжеты делали его строгим и деловым, множество украшений – нарядным, а роскошное колье – вечерним".

Как характеризуют её творчество некоторые историки моды, Шанель не столько солистка, сколько самый сильный голос в хоре. И её голос заглушил многие другие.

Выжил, как говорится, сильнейший. Но он был не один.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!