Возвращаюсь вновь к квартирам, как девелоперскому продукту. И начну опять с определения девелоперского продукта. Что это такое и с чем его едят?
Девелоперский продукт – это некая территория (её размер не важен), на которой созданы определённые (не абстрактные и не приблизительные) условия для жизни человека (людей). Так что, заниматься девелопментом территории (домостроением) – это значит создавать эти самые условия. Если результатом девелопмента территории (домостроения) является нечто иное, кроме условий для жизни человека, то эта деятельность таковой не является. Некоторых российских девелоперов и домостроителей иногда даже хочется спросить: а вы точно занимаетесь девелопментом/домостроением или вы просто кирпичи кладёте?
Как-то на днях, я уже говорил о ключевом значении общего жилого пространства при квартирном девелопменте. Сейчас, я продолжаю развивать и описывать этот вопрос. Построить дом, состоящий из некоего количества квартир (поселить людей друг над другом), – совсем не достижение. Это сможет сделать любой дурак. И даже в том случае, если строительное законодательство запрещает создавать что-то иное, то экономика продукта не может служить оправданием подобным решениям. Если нельзя создавать нечто иное, то лучше и не создавать. Так как, за этим видна низкая профессиональная квалификация. И даже распевание дифирамбов подобным проектам не спасёт. Всё видно – король-то голый.
Девелоперский продукт – объединяет людей. А многоквартирье без общих жилых пространств служит их разъединению. Повторюсь, что общая жилая территория и общественное пространство – две большие разницы. Общее жилое пространство объединяет жителей одного дома (девелопмента/земельного участка). Общественное пространство – объединяет жителей территории (разных девелопментов/домов). Без первого, второе не работает. Чтобы уяснить это явление, любую квартиру всегда и во всех случаях необходимо воспринимать, как спальню. Возможен ли дом, состоящий из одних только спален? В России возможен, но не потому, что так заложено девелоперской логикой продукта, а потому, что иное невозможно.
Квартира – это спальня (индивидуальное жилое пространство), даже в том случае, если она состоит из двух-трёх спален. В любом случае, под любой квартирой следует подразумевать спальню. Как бы дела с квартирами не обстояли в России, девелоперский жилой продукт не может состоять из одних только спален. Он обязан иметь объединяющее их общее жилое пространство. В связи с этим, девелоперские продукты, состоящие из двух-четырёх квартир (спален) нерентабельны (неактуальны). В девелоперском продукте их должно быть столько, чтобы общее жилое пространство было оправдано. При этом, чем квартир будет больше, тем более интересным и разнообразным можно сделать общее жилое пространство. Квартирные девелоперские продукты в виде башен гораздо ликвиднее продуктов в виде таунхауса (индивидуального дома). Они имеют более ликвидные общие жилые пространства. Другими словами, при создании квартирных девелоперских продуктов необходимо реализовывать оптимальное соотношение между количеством квартир и качественной реализацией общего жилого пространства.
В связи с этим, квартирные девелоперские продукты обладают весьма специфическими пользовательскими и собственническими свойствами. Жить в доме и владеть в нём на правах собственности только спальней – странно и не совсем понятно. Желательно жить в доме и владеть в нём не только спальней, но и общим жилым пространством. А правила и образ жизни в доме, как раз, устанавливают не те, кто владеет спальнями, а те и только те, кто владеет общим жилым пространством. Видимо, в России это все хорошо понимают и, чтобы не было собственнических конфликтов, убрали из дома общие жилые пространства. Дома, состоящие из одних только спален, не имеют хозяина, не имеют правил, не имеют территории, и люди живут друг на друге и при этом сами по себе. Смысла в таком доме нет. Я не понимаю, чем гордятся российские «девелоперы».
Вот, собственно, из-за того, что в квартирном девелоперском продукте спальни (квартиры) «принадлежат» одним людям, а общее жилое пространство принадлежит третьему лицу (девелоперу и его управляющей компании), они реализуются, как правило, в формате арендного бизнеса – есть некий полноценный жилой дом, состоящий из многих спален и общего жилого пространства, хозяин которого сдаёт спальни в аренду и разрешает пользоваться общим жилым пространством.
Именно, поэтому многие люди предпочитают покупать и жить в индивидуальных домах, а не в квартирах, т.к. в индивидуальном доме и территория, и спальни, и общее жилое пространство принадлежат одному человеку и никаких третьих лиц нет. Единственное, общественные пространства всегда будут принадлежать третьим лицам. Но это уже совсем другая история.