Найти тему
Нина Рубштейн

Продолжим про негатив, ибо нужно уметь его правильно готовить.

Продолжим про негатив, ибо нужно уметь его правильно готовить.

Социальность нашего бытия с одной стороны, как и все чудеса, является благом, ибо через совместность мы познаем единый дух, любовь и мощь коллективных усилий, а с другой стороны мы вынуждены ради общности обрезать свою личную свободу, убирая в тень всё то, что эту общность разрушает.

В древние времена (это я знаю из курса этнографии моего универа) у людей было много разных ритуалов, которые помогали им утилизировать негативные переживания: танцы, песни, хороводы, обряды были не столько способом влиять на окружающий мир, как потом интерпретировали многие псевдопсихологи, сколько способом гармонизировать себя с природой, привести в равновесие внутреннее и внешнее, поскольку древние люди не отделяли себя от природы, переживали себя её частью и потому полагали, что если в них самих, как в частице целого, установится баланс, то и на целое это может распространиться, как круги по воде.

Как писал кто-то из моих любимых публицистов, люди в древности не были дураками, у них просто была другая операционная система.

Таким образом, негативные переживания не запрещались, а проживались специальным способом. Некоторые из этих ритуалов дошли до нас, но их назначение многим абсолютно непонятно. Например, плакальщицы на похоронах - это, по сути, остаток ритуала проживания горя племенем, когда, например, после битвы и похорон погибших, бабы собирались в круг и пели песни, которые помогали им пережить боль совместно. Совместное переживание боли катализирует процесс, распределяет его между всеми, и он переживается легче и быстрее. Известно, что чем сильнее человек блокирует травматические переживания, тем мощнее его консервирует посттравматическое расстройство. При помощи ритуалов и обрядов люди естественным образом исцеляли горе, настраивали свою коллективную силу на единство в преодолении препятствий, и так далее.

Так вот.

Тень. Та самая, юнгианская, о которой все говорят.

Современный культурный человек имеет ярко выраженный социальный облик, иногда до гротеска вылизанный, и при этом огромную тень - всё то, что он отсёк от своей целостности ради социальной общности и сложил "в подвал" подальше от себя и других. Вместе с этим багажом он лишился своей природной силы, чуткости, чувствительности, интуиции, свободы, творчества.

Инфантильная и антисоциальная позиция - это "разрешить себе всё и ни в чём себе не отказывать" - так наступает только деградация, социальный хаос и разрушение социума как питающей человека среды, необходимой ему для жизни. Здоровый способ - это интеграция тени, освоение её возможностей. И для большинства окультуренных людей это очень страшное и опасное мероприятие. И там действительно нужно быть осторожным.

Одним из самых лучших способов осваивать свою тень безопасным способом для себя и окружающих являются все виды творчества, и более всего - актерское мастерство, танец и вокал, как самые простые и проверенные способы, которыми люди пользовались в древности. Нет ничего естественнее, чем обряд для этих целей, каковым искусство и является. Через тело и голос мы можем проживать разные не присвоенные аспекты себя, освобождая себя, исследуя их и их возможности и обогащая себя новой подвижностью и гибкостью проявлений в обычной жизни.

Я занимаюсь творчеством именно поэтому - для меня это способ освоения своей тени и ресурсов, которые в ней содержатся, своей силы.

Сегодня на занятии по вокалу, вновь открывая её тайники, я обнаружила, что раньше у меня было представление, что тень должна как-то "втечь в меня", наполняя меня силой, а практика показала, что всё наоборот: я проникаю в неё, под "кожу", наполняя тень собой, и тогда я могу освоить её и её возможности, буквально погружаясь в её "шкуру".