Цензура в России всегда была делом достаточно постоянным. Екатерина II, придя к власти, пыталась распространять идеи эпохи Просвещения, но к концу правления она стала настолько консервативна, что активно развивала цензуру (тут ещё нужно сказать о Великой Французской революции, которая сильно Екатерину испугала). Сегодня по говорим об одном из самых известных произведений, затронутых цензурой. И об авторе - Александре Радищеве.
ЕКАТЕРИНА И ЦЕНЗУРА
Как уже сказал, Екатерина начала очень либерально. Указ 1771 года разрешал на территории Российской империи печатать книги иностранным подданным на родном языке. Через 5 лет иностранцам было разрешено выпускать и русскоязычную литературу, правда под контролем Синода и Академии наук.
Дальше - закон о вольных типографиях 1783 года. Книги, которые создавались, приравнивались к промышленности и позволяли открывать людям своё дело. Кроме того, нельзя забывать об иностранных мыслителях, труды которых поощрялись (Дидро и Вольтер были на первых местах). Более того, Екатерина пыталась ещё и продвигать свою линию через журнал "Всякая всячина", который начал издаваться при ней.
Революция во Франции всё поменяла. Екатерина приняла решение о создании института цензуры. Все частные типографии, которые она недавно разрешила, не могли ничего больше печатать. Можно было издавать только то, что согласовано. Как же тогда Радищев со своим произведением смог пройти цензуру? Всё достаточно просто.
РАДИЩЕВ И РАСПЛАТА ЗА КНИГУ
Александр Радищев был достаточно известным человеком, служил в коллегии, был главой Петербуржской таможни. "Путешествие из Петербурга в Москву" - книга, за которую его арестовали, собиралась ещё с 1770-х годов. Всё это происходило в ходе повседневной работы и под влиянием войны за независимость в США и Великой Французской революции.
Жанр путешествия позволил обойти цензуру, потому что цензор посмотрел быстро на оглавление, увидел там названия станций и решил, что ничего страшного в этом нет. А там, в 25 главах, были зарисовки быта и нравов представителей разных сословий. Основной акцент Радищев сделал на крестьянах и их бедственном положении. А правление Екатерины II - это "золотой век" дворянства. Поэтому даже несмотря на ошибку цензора, произведение Радищева дошло до верхов, и он был арестован. Кроме того, в книге было ещё и про власть, цензуру, литературу, образование и суды, что тоже не могло не взволновать императрицу.
Радищева арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. По итогам следствия был вынесен смертный приговор, который заменили в последний момент на десятилетнюю ссылку в Сибирь. После смерти Екатерины к власти пришёл Павел, который многих опальных вернул обратно, в том числе и Радищева. А уже при Александре I Радищева помиловали окончательно, и даже отправили в комиссию по составлению новых законов.
НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ - ПОЧЕМУ ТАК ВСЕГДА?
Екатерина очень больно отреагировала на произведение. "Бунтовщик хуже Пугачёва" - часто такую фразу в адрес Радищева приписывают императрице. Да, постепенно люди во власти смягчились, но почему власть часто реагирует на критику так плохо? Да и не только власть?
Мне кажется, что тут всё дело в человеческой натуре. Каждый считает, что он знает, как правильно, что он делает лучше, чем другие. Критика - это всё от неудачников или злопыхателей. А власть часто так реагирует, потому что решает проблемы более глобальные. Екатерина, которая заходила на трон с идеями всеобщего равенства, превратилась в ту, кто максимально возвысил дворян. Революция и произведения, критикующие ее, это удар. Отсюда такая реакция. Просто когда задевают эго людей во власти, степень их реакции значительно выше, чем у обычных людей. По крайней мере, когда вводится цензура.
Подписывайтесь, всем рад!