Найти тему
ManGO! Games

Три подхода к стратегии

Три подхода к стратегии
Три подхода к стратегии

В ситуации неопределенности компания может выбрать один из трех подходов к разработке и реализации стратегии. Отказаться от стратегии вообще, актуализировать существующую стратегию или перейти к стратегированию. Рекомендуем стратегирование и предлагаем разобраться, что из себя представляет эта технология.

Девиз стратегирования: план – ничто, планирование – все. В этом материале разбираемся, что это значит и как применять стратегирование.

Три подхода к стратегии

Нужна ли стратегия, если все вокруг меняется? Компании решают этот вопрос по-разному.

Одни вообще отказываются от стратегии, полагая, что нет смысла это делать, если все равно приходится подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. И такие компании начинают подстраиваться – иными словами, действовать реактивно. Перейти в режим реагирования более выгодно, чем продолжать придерживаться неактуальной стратегии. Режим реагирования делает компанию гибкой, повышает скорость реакции, позволяет принимать решения мгновенно. Однако в таком подходе есть серьезные минусы. Такая компания лишается будущего, поскольку она блокирует любую инициативу, связанную с будущим, даже если горизонт получения отдачи составляет всего месяц. Выбор перехода на режим реагирования оправдан в редких случаях и на очень короткий промежуток времени.

Часть компаний пересматривают свою прежнюю стратегию, делают это с определенной периодичностью на стратегических сессиях, обеспечивая себя актуальной стратегией на какое-то ближайшее время. Такие компании рассматривают стратегию как задокументированный план действий. Однако в ситуациях постоянных изменений такие стратегические сессии нужно проводить слишком часто. Многие руководители предприятий отметили такую проблему и начали искать более разумное решение, более подходящее для текущей ситуации. Кто ищет, тот находит, поэтому многие компании разными путями пришли к одному и тому же подходу, который они назвали по-разному. Со временем этот подход стал применяться как одна из практик работы со стратегией, которая впоследствии получила название «стратегирование».

Часть компаний уже перешли к стратегированию. Суть стратегирования: «План — ничто. Планирование — все». Поскольку в меняющейся обстановке традиционное планирование не работает, долгосрочный план не создают, но решения по важным вопросам принимают.

Для стратегирования нужны правильные вопросы, сформулировать которые помогает сценарное планирование.

Сейчас в российских компаниях обсуждаются такие вопросы:

  • Какие инвестиционные проекты стоит продолжить, какие закрыть, какие заморозить, какие оптимизировать?
  • Как будем решать проблемы с разорванными или ненадежными цепочками поставок?
  • Как минимизируем риски, связанные с санкциями? Какое программное обеспечение можно использовать в замещение недоступного или потенциально недоступного из-за санкций?
  • Доля рынка, как действуем: удерживаем, минимизируем падение, агрессивно увеличиваем, выходим на новые рынки?
  • На какие новые рынки можно выйти, какими силами и какими продуктами?
  • Какие управленческие практики сохраняем, отменяем, оптимизируем, внедряем?
  • Как привлекать в компанию кадры, прежде всего недостающих специалистов по эффективности?

Для ответа на эти вопросы проводится стратегическая сессия, на которую собираются все, кто будет руководить внедрением принятых решений.