Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Ма-а-а-аленькие веера, или Размер имеет значение

Представьте себе времена романа "Война и мир". Ну или романов Джейн Остин. Словом, начало XIX века. Дамы носят платья с завышенными талиями, невысокие причёски с кудрями и локонами... И, конечно же, они пользуются веерами. Потому что ещё с предыдущего столетия веер - необходимейший аксессуар светской дамы. Так вот. Какого размера были эти самые веера?

Давайте посмотрим на этот кадр: Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой держит прекрасный веер. И это настоящий антикварный веер! (Постарались, нашли!) Вот только... он сделан в 1880-1890-х, никак не раньше.

Кадр из фильма "Война и мир" (1967)
Кадр из фильма "Война и мир" (1967)

Для той эпохи он не годится! Какой бы подошёл? Раза этак в два поменьше. В ту эпоху, когда пышные громоздкие наряды вышли из моды, а вместо них начали носить платья в неоклассическом стиле, веера сильно уменьшились в размерах. Вот растопырьте пальцы и взгляните на расстояние между большим и мизинцем. Как раз то, что нужно. Длина пластинок могла быть 18-20 см и даже меньше.

Модные гравюры из "Ackermann's Repository of Arts", 1809-10. (сс) Wikimedia Commons
Модные гравюры из "Ackermann's Repository of Arts", 1809-10. (сс) Wikimedia Commons

Cамые популярные веера того времени – маленькие веера-бризе. о есть веера из одних только пластинок, без экранов. Пластинки могли быть из кости в частности, слоновой, или черепахового панциря.

Что интересно, на самом деле к платьям в античном вкусе гораздо больше подошли бы опахала, то есть экраны на ручке, самый древний тип вееров. Но нет! Дело в том, что складные веера были гораздо удобнее, поэтому отказываться от них в пользу опахал не стали. Писательница мадам де Жанлис в своём «Словаре этикета» ехидно писала по этому поводу: «В то время, когда часто краснели и старались скрыть свое смущение и робость, носили большие веера; обмахиваясь веером, можно было закрыться им. В настоящее время краснеют мало, застенчивыми не бывают, никто не желает прятаться, и потому носят веера только незаметные».

Веер-бризе, 1800-1810, Франция. (с) Из коллекции Метрополитен-музея.
Веер-бризе, 1800-1810, Франция. (с) Из коллекции Метрополитен-музея.

Да, веера той эпохи настолько маленькие, что порой их, особенно если они сложены, на портретах-то и не сразу разглядишь.

Мне встречалась интересная версия того, почему в ту эпоху стали востребованы именно веера-бризе. Великая Французская революция в значительной мере подорвала старые устои. И аристократия, главный, скажем так, потребитель веерной продукции, серьёзно пострадала. А после революции, когда всё стало понемногу успокаиваться, мастера-вееровщики не смогли быстро войти в прежнюю колею. Изготовить же веер из одной только резной основы проще, чем создать веер с экраном. Ну а когда такие веера вошли в моду в пост-революционной Франции, то вся остальная Европа, которая ориентировалась на Париж, как на столицу модного мира, подхватила это увлечение.

Слева - портрет донны Антонии Сарате, Франсиско Гойя, ок. 1807. (с) из коллекции Ирландской национальной галереи. Справа - портрет мадам Антонии Дювас, Жан Огюст Доминик Энгр, 1807. (с) Из коллекции Музея Конде
Слева - портрет донны Антонии Сарате, Франсиско Гойя, ок. 1807. (с) из коллекции Ирландской национальной галереи. Справа - портрет мадам Антонии Дювас, Жан Огюст Доминик Энгр, 1807. (с) Из коллекции Музея Конде

И в ночном воздухе отчётливо повеяло маа-а-а-аленькими веерами! :) Именно маленький и нужен Элен Безуховой.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!