Найти тему

Две притчи дзен-буддизма. О методе саморазвития

Оглавление

Можно не знать некоторых деталей, но понимая направление, трудно далеко уйти не в ту сторону. И наоборот. Поэтому метод важнее конкретных техник.

Даже совершив множество ошибок, рано или поздно получишь результат, к которому стремишься, обнаружишь недостающие детали пазла, скорректируешь путь, исправишь некритические ошибки.

... Уже четвертую неделю в своем "домике в деревне" я занимаюсь тем, что прогуливаюсь, купаюсь в речке, кошу траву, ношу воду, топлю баню. Дрова закуплены еще в мае. Уже наколотые (жена настояла, опасаясь за мою спину).

Поэтому вместо колки дров я пишу статьи. Для спины это безопаснее.

😇 Первая Притча

Как-то Мастера Дзен спросили, что он делал до того, как получил просветление.

- "Носил воду, колол дрова".

- "А что вы делаете теперь?"

- "Ношу воду, колю дрова".

Особенность притч (как и вообще коротких текстов) - конечно текстов, в которых есть смысл:

  • они, с одной стороны, глубоки, а
  • с другой, в их глубину бывает непросто проникнуть.

(Но еще труднее писать короткие тексты, в которых заключен великий смысл. Поэтому я пишу длинные 😁).

Выходом из положения (кроме практики, которую описывают тексты) является увеличение их (текстов, притч) количества. Это похоже на рассматривание высокой горы с разных сторон, точек зрения.

Поэтому

😇 Вторая притча

Профессиональный вор пришел к Мастеру Дзен и сказал, что ему надоела такая никчемная жизнь и он хочет познать Истину.

- "Что мне нужно делать, Мастер? Перестать воровать?"

- "Ничего специально делать не нужно и ничего бросать не следует. Продолжай делать то, что делаешь, но осознавай свои действия. Воруй, но осознавай, что ты воруешь".

✅ Извлекаем нечто общее

О чем говорят эти притчи?

Очевидно, что обе притчи о методе Практики. Но о чём именно?

Очевидно, что смысл не в том, что делает человек, а в чем-то другом.

Если применить этот критерий к большинству московских кружков йоги, цигун и т.п., то можно заметить, что там происходит нечто противоположное.

Конечно, записавшись на курс випассаны, вы услышите, что "нужно наблюдать". Но вглядевшись внимательнее, заметите множество указаний о том, как нужно это делать.

Делать ...

- "Сидеть, выпрямив спину, со скрещенными ногами" и т.п.

Делать ... Как делать ...

А сидя на стуле просветление никак не получить? А если у человека физический недостаток, не позволяющий вообще сидеть, не то, что в позе "лотоса"? Путь в рай ему заказан? Господь наказал? Плохая карма?

Если описать все практики дзен - буддизма одним предложением, то это предложение будет таким:

"Оставайся там, где ты есть и практикуй то, что ты делаешь там, где ты есть".

Этот метод появился не так давно и распространился как основной метод практики для этой эпохи несколько сотен лет назад.

Хотя, с другой стороны, по-сути он ничем не отличается от любого другого метода, практикуя который, возможно улучшить свою жизнь.

Но "по-сути" означает, что эту суть нужно увидеть под множеством разных одежд.

"Не может быть постоянного метода обучения, как и постоянного учителя". Гласит одно из утверждений даосских мудрецов.

Почему?

Потому, что "все течет, все изменяется".

Изменяется мир, изменяются люди, изменяется общество. Как же возможно практиковать одно и тоже в горах, вдали от людей (что было возможно еще не так давно), в глухой деревне, в небольшом городе и в современной Москве?

Никак. Или это будет неправильный метод, который будет копировать то, что работало в другое время, в других условиях.

Единственная польза неправильных методов, копирующих похожие правильные методы в том, что человек хотя бы начинает смотреть в правильном направлении.

И если он продолжает смотреть в нужную сторону, то - возвращаемся к выводам в начале статьи.

Если вы уже достаточно времени "смотрели в правильную сторону и практиковали неправильным способом", возможно, самое время задуматься о том, что путь развития не связан с механическими правилами, "позами", техниками.

Точнее, все это есть, но это вторично.

С тем же успехом тот Мастер мог не "колоть дрова и таскать воду", а играть в футбол, преподавать в университете или даже воровать из бюджета (не является призывом к противоправным действиям).

😁 Он мог даже писать статьи на Дзен о Дзен.

П.С. Если вы любите умные объяснения

Подумайте о том, что:

  • "наблюдать" и
  • "изменять" - будь то позу, технику дыхания, место практики, время, обстоятельства

- это противоположные по-сути действия. То есть

  • "наблюдать" вообще не связано с действием, а
  • "изменять" - значит "действовать. Или по другому "избегать то, что есть".

Но ни в одной из двух притч ничего не сказано про избегание. Исключительно про принятие. Или про наблюдение, что одно и тоже.

Работающие практики сложны тем, что очень просты, а мы, люди, сложны. Поэтому приходится либо верить и делать то, что говорят, а это сложно. Либо читать длинные статьи, слушать, пока наконец не возникнет то, что называется "озарением".

Тогда можно ехать в деревню и топить баню. 😁

А на досуге писать статьи. Что не гарантирует "просветление", но гарантирует продвижение в правильном направлении. Остальное со временем приложится.

Хотя, "со временем" ... красиво звучит, но концептуально это неверное утверждение 😁.

-------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.