Можно не знать некоторых деталей, но понимая направление, трудно далеко уйти не в ту сторону. И наоборот. Поэтому метод важнее конкретных техник.
Даже совершив множество ошибок, рано или поздно получишь результат, к которому стремишься, обнаружишь недостающие детали пазла, скорректируешь путь, исправишь некритические ошибки.
... Уже четвертую неделю в своем "домике в деревне" я занимаюсь тем, что прогуливаюсь, купаюсь в речке, кошу траву, ношу воду, топлю баню. Дрова закуплены еще в мае. Уже наколотые (жена настояла, опасаясь за мою спину).
Поэтому вместо колки дров я пишу статьи. Для спины это безопаснее.
😇 Первая Притча
Как-то Мастера Дзен спросили, что он делал до того, как получил просветление.
- "Носил воду, колол дрова".
- "А что вы делаете теперь?"
- "Ношу воду, колю дрова".
Особенность притч (как и вообще коротких текстов) - конечно текстов, в которых есть смысл:
- они, с одной стороны, глубоки, а
- с другой, в их глубину бывает непросто проникнуть.
(Но еще труднее писать короткие тексты, в которых заключен великий смысл. Поэтому я пишу длинные 😁).
Выходом из положения (кроме практики, которую описывают тексты) является увеличение их (текстов, притч) количества. Это похоже на рассматривание высокой горы с разных сторон, точек зрения.
Поэтому
😇 Вторая притча
Профессиональный вор пришел к Мастеру Дзен и сказал, что ему надоела такая никчемная жизнь и он хочет познать Истину.
- "Что мне нужно делать, Мастер? Перестать воровать?"
- "Ничего специально делать не нужно и ничего бросать не следует. Продолжай делать то, что делаешь, но осознавай свои действия. Воруй, но осознавай, что ты воруешь".
✅ Извлекаем нечто общее
О чем говорят эти притчи?
Очевидно, что обе притчи о методе Практики. Но о чём именно?
Очевидно, что смысл не в том, что делает человек, а в чем-то другом.
Если применить этот критерий к большинству московских кружков йоги, цигун и т.п., то можно заметить, что там происходит нечто противоположное.
Конечно, записавшись на курс випассаны, вы услышите, что "нужно наблюдать". Но вглядевшись внимательнее, заметите множество указаний о том, как нужно это делать.
Делать ...
- "Сидеть, выпрямив спину, со скрещенными ногами" и т.п.
Делать ... Как делать ...
А сидя на стуле просветление никак не получить? А если у человека физический недостаток, не позволяющий вообще сидеть, не то, что в позе "лотоса"? Путь в рай ему заказан? Господь наказал? Плохая карма?
Если описать все практики дзен - буддизма одним предложением, то это предложение будет таким:
"Оставайся там, где ты есть и практикуй то, что ты делаешь там, где ты есть".
Этот метод появился не так давно и распространился как основной метод практики для этой эпохи несколько сотен лет назад.
Хотя, с другой стороны, по-сути он ничем не отличается от любого другого метода, практикуя который, возможно улучшить свою жизнь.
Но "по-сути" означает, что эту суть нужно увидеть под множеством разных одежд.
"Не может быть постоянного метода обучения, как и постоянного учителя". Гласит одно из утверждений даосских мудрецов.
Почему?
Потому, что "все течет, все изменяется".
Изменяется мир, изменяются люди, изменяется общество. Как же возможно практиковать одно и тоже в горах, вдали от людей (что было возможно еще не так давно), в глухой деревне, в небольшом городе и в современной Москве?
Никак. Или это будет неправильный метод, который будет копировать то, что работало в другое время, в других условиях.
Единственная польза неправильных методов, копирующих похожие правильные методы в том, что человек хотя бы начинает смотреть в правильном направлении.
И если он продолжает смотреть в нужную сторону, то - возвращаемся к выводам в начале статьи.
Если вы уже достаточно времени "смотрели в правильную сторону и практиковали неправильным способом", возможно, самое время задуматься о том, что путь развития не связан с механическими правилами, "позами", техниками.
Точнее, все это есть, но это вторично.
С тем же успехом тот Мастер мог не "колоть дрова и таскать воду", а играть в футбол, преподавать в университете или даже воровать из бюджета (не является призывом к противоправным действиям).
😁 Он мог даже писать статьи на Дзен о Дзен.
П.С. Если вы любите умные объяснения
Подумайте о том, что:
- "наблюдать" и
- "изменять" - будь то позу, технику дыхания, место практики, время, обстоятельства
- это противоположные по-сути действия. То есть
- "наблюдать" вообще не связано с действием, а
- "изменять" - значит "действовать. Или по другому "избегать то, что есть".
Но ни в одной из двух притч ничего не сказано про избегание. Исключительно про принятие. Или про наблюдение, что одно и тоже.
Работающие практики сложны тем, что очень просты, а мы, люди, сложны. Поэтому приходится либо верить и делать то, что говорят, а это сложно. Либо читать длинные статьи, слушать, пока наконец не возникнет то, что называется "озарением".
Тогда можно ехать в деревню и топить баню. 😁
А на досуге писать статьи. Что не гарантирует "просветление", но гарантирует продвижение в правильном направлении. Остальное со временем приложится.
Хотя, "со временем" ... красиво звучит, но концептуально это неверное утверждение 😁.
-------------------------------------------------------------
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.