В одной из предыдущих статей мы расскзаывали вам про поставщиков лабораторного оборудования и выделили отдельно мейджоров: Abbott, Beckman Coulter, Roche, Siemens.
И сегодня мы расскажем вам про историю Siemens - одного из крупнейших электронно-технических конгломератов, который фактически по воле случая стал ещё и одним из лидеров лабораторной диагностики.
Дело было в 2006 году, когда Bayer анонсировало продажу своего диагностического подразделения. Покупатель нашёлся достаточно быстро – им стал Siemens. Общая цена сделки составила 4,8-5,7 млрд евро (в разных источниках - разные цифры). Но, конечно, если было бы все так банально, мы бы не стали писать об этом лонгрид и оставили бы короткий факт.
Покупка для Siemens была настолько удачная, что компания фактически сразу вышла в лидеры в лабораторной диагностике. Bayer продал готовые решения и проверенные годами технологии: иммунохимические, биохимические, общеклинические (анализаторы крови и мочи) и даже ПЦР анализаторы, а также в придачу системы автоматизации (трэковое решение) и так называемые анализаторы для экспреес-диагностики (небольшие анализаторы для госпиталей и стационаров для сверхбыстрого выполнения анализов на месте). Трэк – это грубо говоря конвеер, который соединяет между собой все анализаторы в лаборатории, что фактически не только автоматизирует все процессы и ускоряет работу лаборатории в 1,5-2 раза, но и уменьшает фактор человеческой ошибки за счет сокращения количества рабочих мест и людей на смене: ведь если раньше количество рабочих мест было равно количеству анализаторов, то с трэком будет всего 2-3 рабочих места, когда как анализаторов, подключенных к нему, может быть несколько десятков – вместо человека все сделает машина.
Полученные в результате сделки технологии были не просто готовым и комплексным решением, которое позволяло Siemens установить все оборудование и ПО под ключ как в небольшую, так и крупную лабораторию, и тем самым обеспечить выполнение до 70% всех необходимых исследований, а имели еще и очень большой запас научной прочности и потенциала. Чтобы вы понимали, насколько эти технологии были хорошими стоит отметить несколько интересных фактов:
- Siemens Healthineers до сих пор производит, устанавливает, поддерживает и обслуживает оборудование, которые разработал еще Bayer: знаменитые линейки для иммунохими Immulite, биохимии и клиники Advia, Clinitek, то есть приборы, которые разработали и устанавливали в начале 2000-х, поставляются в новые, крупные и современные лаборатории до сих пор, в 2022 году – они не устарели морально за эти 20 лет :)
- Компания Siemens лишь в 2016 году (спустя 10 лет после сделки) аноносировала выход следующего поколения анализаторов Atellica, и начала их активно устанавливать лишь в 2019 году, а в Россию и вовсе они добрались только в 2021 году. Да, многие профессионалы из области лабораторной диагностики сейчас нас поправят и скажут, что Siemens выпускала, например, серию анализаторов Centaur, но будут не совсем правы, так как эта технология была разработана еще в Bayer и просто перешла в Siemens по наследству после сделки.
- Несмотря на супертехнологичные анализаторы Atellica существует ряд исследований, которые до сих пор эксклюзивно выполняются на анализаторах старого поколения, например, аллергология все еще делается только на Immulite.
- Ну и наконец, тот самый трэк, который автоматизирует все процессы в лаборатории, все еще является единственным решением для автоматизации лаборатории в продуктах Siemens, несмотря на то, что он построен на технологиях 20-летней давности, пусть и перетерпел 2-3 модернизации.
Почему Bayer продал такой хороший актив?
Но если у Bayer были такие перспективные наработки и надежные технологии, что пережили почти четверть века - почему они решили их продать?
Ответ простой как никогда: все дело в долгах.
Bayer в период с 2001 по 2010 год активно покупала других фармпроизводителей, и как раз в 2006 году завершала крупную сделку по покупке Shering AG. В результате этого приобретения чистый долг Bayer составил 14,2 млрд евро, и чтобы снизить свою долговую нагрузку, было принято простое решение – продать свое непрофильное подразделение – лабораторную диагностику. В результате Bayer так и поступил и решил сконцентрироваться на фармацевтическом бизнесе. Bayer знал цену продаваемому активу, поэтому, несмотря на свои большие долги, дешево это подразделение продавать не стал: при выручке в 1,4 млрд евро Siemens купил диагностическое подразделение за 5 млрд евро, и это себя окупило, ведь Siemens сразу стал вторым самым крупным игроком в мире и получил технологии, которые до сих пор актуальны и отлично себя чувствуют.
На этом у нас все, но это не точно :)
Будьте здоровы!