Найти тему
Модная лавка 19 века

«На бале у французского посланника все были в блондовых косынках»… О каком головном уборе говорится в повести Панаева?

Написала, как изменились парадные шляпы и тюрбаны в конце 1830-х. И вспомнила повесть Ивана Панаева «Прекрасный человек» (1840 год). Диалог двух модниц.

«Когда Матвей Егорыч ушел, Анна Львовна обратилась к сестре…

– Вам бы надо купить блондовую косынку; нынче это в большой моде. На последнем бале у французского посланника все были в блондовых косынках.

– В самом деле? да ведь блондовые-то косынки дороги!

– И, полно-те! Как будто вы бедная! На вас все обращают внимание; вы в таком чине, вам нельзя же хуже всех одеться, – вы живете в свете.

– Да, это правда. Мы вместе с тобой поедем в Гостиный двор? Ты сама выберешь мне косынку?

– Это надо купить в английском магазине.

– В английском!.. а разве в Гостином дворе нет таких?

– Как же можно! Уж если иметь вещь, так вещь хорошую».

Пимен Орлов. Александра Ивановна Балашова, ур. графиня Паскевич, 1838 год.
Пимен Орлов. Александра Ивановна Балашова, ур. графиня Паскевич, 1838 год.

Дальше там идёт речь о драгоценностях, но это я приводила в статье: «Бриллианты напрокат из лавки».

А если говорить о косынках…

То, наверное, имеются в виду вот такие головные уборы.

В.Росс. Княжна Феодора Лейнингенская, 1838 год.
В.Росс. Княжна Феодора Лейнингенская, 1838 год.

Ну а что ещё может быть? Не такие ж косынки, как сейчас.

Но всё же… Почему косынки? Этот милый головной убор должен был иметь изящное название.

Но другого, увы, не нашла. Хорошо хоть такое есть.

Владимир Гау. Портрет великой княжны Александры Николаевны, около 1840 года.
Владимир Гау. Портрет великой княжны Александры Николаевны, около 1840 года.

В повести Панаева говорится о блондовых, то есть дорогих кружевных косынках.

Но вот на портретах ниже косынки не полностью кружевные.

Тут хорошо видно, как они обхватывают причёску. Наверное, их крепили к шиньону и к волосам на висках.

На портретах Елены Орлеанской косынки украшены бантами. Или это одна и та же?

Nicolas-Marie Moriot. Helena of Mecklenburg-Schwerin Duchess of Orleans.1842 год.
Nicolas-Marie Moriot. Helena of Mecklenburg-Schwerin Duchess of Orleans.1842 год.
Франц Ксавер. Винтерхальтер. Герцогиня Елена Орлеанская с сыном, 1839 год.
Франц Ксавер. Винтерхальтер. Герцогиня Елена Орлеанская с сыном, 1839 год.

А вот похожий головной убор, но с цветами. Крепится по-другому, но и причёска другая, с локонами.

Винтерхальтер. Луиза-Мария Орлеанская, королева Бельгии, 1846 год.
Винтерхальтер. Луиза-Мария Орлеанская, королева Бельгии, 1846 год.

Как такие косынки появились? Мне кажется, это изменившийся парадный чепец. К 1837-му году пышные парадные чепцы, которые можно было надеть к вечернему платью, вышли из моды.

И появился такой головной убор. Более романтичный.

  • Мода конца 1830-х и 1840-х вообще кажется более романтичной, чем мода пушкинской эпохи. Это странно, учитывая, что в литературе уже царил реализм, а люди начали мыслить более прагматично.

Вспомните, как лермонтовский Печорин высмеивает романтично настроенного Грушницкого.

Как должны одеваться героини повести «Княжна Мери».

Владимир Гау. Тереза Ольгенбургская, 1839 год.
Владимир Гау. Тереза Ольгенбургская, 1839 год.

Но, может быть, дамам хотелось хотя бы внешне выглядеть томными романтичными красавицами. А мужчинам - видеть вокруг себя таких дам. И создатели модных фасонов это знали.

P. S. Похоже, в повести Панаева говорится не о головных уборах, а о косынках (фишю), которыми прикрывали декольте. Написала по этому поводу статью:

«Если не блондовые косынки, то что? Ещё раз об этом прелестном головном уборе».

Ян Адам Круземан. Portrait of Dieuwke Fontein1, 1844 год.
Ян Адам Круземан. Portrait of Dieuwke Fontein1, 1844 год.

#мода и красота #искусство #портреты #литература #женщины