«Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, но бью с размаху и без пощады»
© Василий Верещагин.
Глава 1. "Что, опять?"
На канале уже было аж 5 статей, которые в той или иной мере касались творчества великого русского художника Василия Васильевича Верещагина. Статьи эти привлекали немалое количество читателей, что совсем не удивительно. Ведь речь идет об одной из самых значительных фигур в русской живописи 19 века.
Чем займемся мы с вами сегодня? Очень интересным делом - приведем все наши разрозненные знания о художнике в единую и красивую картинку. Чтобы если вдруг зайдет дискуссия со знакомыми о Верещагине, не ударить в грязь лицом, а выйти с высоко поднятой головой. И только победителем. Вперед!
Глава 2. "Откуда родом?"
Думаю, никто не будет спорить с тем, что место рождения человека в значительной степени влияет на его дальнейшую судьбу. Василию Верещагину было суждено родиться в славном городе Череповце. Где это, спросите вы. Вопрос вполне логичный. Череповец - город на севере России, где-то между Москвой и Архангельском. Не совсем рядом с пингвинами, но и от Краснодарских курортов далековато.
Ныне же Череповец, поверьте уж на слово, выглядит гораздо лучше. Похорошел, так сказать. Асфальт положили, деревья посадили, храмы построили - красота!
Глава 3. "До войны"
Итак, Василий Васильевич родился в 1842 году в Череповце. Его отец был довольно состоятельным человеком, а судьба сыновей таких людей была предрешена заранее. Верещагину суждено было стать морским офицером. В 11 лет Василий направляется в петербургский Морской кадетский корпус на ближайшие 7 лет. Лишь в 1860 году, по окончании этого заведения, Верещагин (разумеется, против воли отца) поступает в Императорскую Академии искусств.
Если немного знать характерные черты Академии (строгие каноны на изображение античности и религии), то несложно догадаться, что наш герой с таким мириться не будет. Бросив Академию, молодой художник сначала направляется на Кавказ, а затем и вовсе в Париж на обучение к известному французскому мастеру Жану-Леону Жерому. В котором, к слову, тоже быстро разочаровался из-за его консерватизма и жесткой критики импрессионистов.
«Я вырвался из Парижа, точно из темницы. И принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением»
Глава 4. "Туркестанская серия"
Что будет дальше? А дальше Верещагина ждала первая в его жизни война. Командующему Туркестанским военным округом потребовался в штат художник, коим с радостью стал Верещагин. И если вы думаете, что Василий Васильевич сидел на холме, как Наполеон (с его же картины) и смотрел в трубку на ход сражений, то вы очень сильно ошибаетесь.
Верещагин был непосредственным участником военных событий. Он считал, что только так возможно прочувствовать войну изнутри, а затем правдиво изображать ее на своих полотнах. За оборону Самаркандской крепости художник получил Георгиевский крест. Верещагин лично бросился на передовую, рискуя своей жизнью, и показал пример для своих товарищей. События завоевания Российской империей Туркестана легли в основу "Туркестанской серии". Две самые известные картины художника «Апофеоз войны» и «Смертельно раненный», как раз и входят в эту серию.
Всего в Туркестанской серии: 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка.
Глава 5. "Индийская серия"
После Туркестана Верещагин, как заядлый путешественник (он вообще путешествовал всю свою жизнь), отправляется в Индию. Путешествие выдалось, мягко говоря, непростым. На художника нападали как местные жители, так и дикие животные, вдобавок прицепилась неприятная малярия. Результат путешествия - "Индийская серия". Самой известной картиной этой серии является «Мавзолей Тадж Махал близ Агры».
Индийская серия состояла из 139 картин и этюдов.
Глава 6. "Балканская серия"
Индийскую серию художник дописывал в собственной мастерской, в пригороде Парижа. Но в это время начинается новая война, теперь уже с турками. Василий Васильевич, разумеется, направляется в гущу событий. Здесь нашего героя ждет ранение в бедро и потеря брата. События русско-турецкой войны находят отражение в очередной серии картин. Она будет называться "Балканская серия".
В серию вошел известный триптих (три картины с одной идеей) под названием «На Шипке все спокойно». Именно эта фраза фигурировала в донесениях одного из генералов русской армии, когда его солдаты насмерть замерзали на Шипкинском перевале.
Глава 7. "После войн"
Бесконечно это продолжаться не могло, и рано или поздно Верещагин должен был устать от всех войн. Так и произошло в 1882 году, тогда художник напишет критику Стасову следующее:
«Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого»
Затем будет Палестина и полотна на библейские сюжеты. Будут картины, посвященные войне с Наполеоном. Будет путешествие по России и работы чем-то схожие с передвижниками.
Глава 8. "Финал"
К сожалению, все мы смертны и когда-нибудь умрем. Смерть поджидала и Василия Васильевича. В 1904 году у России начнется война с Японией, на которую, разумеется, отправится Верещагин. 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором вместе с адмиралом Макаровым находился наш герой, подорвался на мине. На палубе, с альбомом в руках - достойная смерть для достойного человека!
«Всегда со всеми воевал за то, что считал справедливым»
© Василий Верещагин.
- Понравилась статья - подпишитесь на канал и поставьте лайк! (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!) Вам совсем несложно, а другие люди смогут увидеть интересную информацию! Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
- Всем мир!