Дебютный фильм Жана-Люка Годара вышел, только вдумайтесь, 62 года назад. А смотрится он все еще так же свежо и классно, как в 1960 году. Недавно сходил на повторный прокат этого фильма и задался вопросом: что так привлекает зрителей к картине спустя столько времени? Попробую дать свой ответ-размышление в этой статье.
Если вы читаете эту статью, то обязательно нажмите клавишу "подписаться на канал".
Немного предыстории
Где-то с 1958 года во французское кино приходят молодые и неизвестные режиссеры, чьи фильмы позже назовут «Новой волной» кинематографа того времени. Это Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер, Ален Рене, Аньес Варда и другие. Расцвет этого движения длился где-то до 1963(65) годов. Некоторые исследовали ставят датами присутствие Ромера на посту главреда главного синефильского журнала Франции «Кайе дю Синема».
Этот момент, кстати, обыгрывается в фильме – девочка предлагает главному герою купить выпуск о молодых режиссерах, но тот лишь пренебрежительно отмахивается. Фильм, задуманный Годаром и Трюффо, снимали, по сути, на голом энтузиазме всей съемочной группы. Средств не хватало настолько, что вместо специальных рельс для камеры было придумано катать оператора в инвалидном кресле.
Дикий монтаж
Даже если вы не знаете, что это и как влияет на ваше восприятие, вы не сможете не ощутить его в картине Годара. Чтобы решить проблему слишком длинных сцен, преимущественно снятых одним планом, режиссер отрезал начало и конец каждого кадра, а после склеивал их вместе. Эффект получился странный.
Но многих поклонников кино задумка привела в восторг, а в дальнейшем уже другие режиссеры принялись развивать этот прием. Сам же фильм только выиграл, потому что стал смотреться динамичнее и живее, ни на секунду не отпуская зрителя в реальный мир.
Полнейшая импровизация
Еще один секрет фильма – практически все сцены сняты на полной импровизации. У Годара была только основа сценария и некоторые диалоги. Остальное он дал на откуп актерам, что не нравилось исполнительнице главной роли Джин Сиберг. Она, уже поработавшая в Голливуде, часто спорила с режиссером, но на этапе озвучания, увидев картину целиком, признала его правоту.
Именно импровизация, с одной стороны продемонстрировавшая актерские навыки, оживила фильм, а для того поколения так тем более. Они чувствовали, что с ними говорят на одном языке. И это не был язык нравоучений взрослого. Это были темы, волнующие многих, хоть и поданные под соусом нуарных фильмов Голливуда.
Фильм о любви
Конечно, как обойти стороной одну из главных тем картины – странную любовь Мишеля и Патрисии, которая в конечном счете и доводит главного героя до печального конца. Да, я и про любовь, и про Патрисию.
Есть в фильме момент, когда герой Бельмондо понимает, что ему надо бежать, но почему-то этого не делает, хотя прекрасно знает, что с ним будет. То ли смиряется с судьбой, любовью, которая оборачивается для него гибелью, то ли просто устал от себя и той жизни какую ведет.
#кино #актеры #фильмы #староекино #культура
Дорогие читатели, подписывайтесь на канал. Нажатием всего одной клавиши, вы не только помогаете продвижению канала, но и первыми получаете новые статьи и новости из мира кино.