Найти тему
Kinoryba

The Mothers Of Invention – Freak Out! (1966)

Первое появление титана музыки XX века Фрэнка Заппы на широкой публике. Альбом душераздирающий – в особенности, раздирающий души американские – удар по пошлости и тупости зазомбированных телевидением «народных масс» и потребителям поп-музыки. «В каждом клубе Калифорнии была своя маленькая группа Битлз, а то и несколько» - говорил Фрэнк Заппа. Разрушение стандартов самого низкого уровня – поп-музыка всегда стремится к уровню нулевому, ориентируясь на самого последнего, самого тупого и самого безмозглого слушателя. При этом, качество ду-воп групп было действительно очень высокое и Заппа любил эту музыку именно как музыку - в массе своих альбомов он использовал пение ду-воп. Наиболее стойкие и талантливые музыканты создают в поп-музыке шедевры, но в массе – понятно, где вся эта «музыка» находится. Заппа же, как серьезный художник, с самого начала разрушал эти мармеладные музыкальные постройки и первые его альбомы наполнены поп-песнями – и даже не пародиями, а настоящими произведениями в идиотском настроении массовой американской поп-музыки шестидесятых-пятидесятых, но сыгранных и спетых совершенно иначе – а о смысле песен и говорить не приходится. Первая часть Freak Out! наполовину и состоит из таких песен, вторая половина – жесткие, круто сыгранные, по форме тоже напоминающие американский поп, но не вылепленные из слежавшегося шоколада, а выкованные из чистой стали. Hungry Freaks, Daddy – металлические, звенящие, острые как ножи гитары, голос в манере, которую через десять лет назовут «панковской». Все пение на альбоме так и записано – очень чисто интонационно, с идеальными интервалами, но с совершенно гопницкой, хулиганской, издевательской подачей. I Ain’t Got No Heart– как и первая вещь – сложная гармония, жесткие гитары и грохочущая ритм-секция. И при этом – запоминающаяся, интересная, прогрессивная, но совершенно без сантиментов, мелодия и взрывной – в буквальном смысле – финал с дикими воплями. Who Are The Brain Police? – это уже психеделический полет, в котором эхом пробиваются намеки на классических композиторов-авангардистов. Go Cry On Somebody Else’s Shoulder – чистое издевательство над музыкой для американских отчаянных домохозяек. У Заппы всегда были прекрасные бэк-вокалисты. Motherly Love из поп-вступления неожиданно переходит в тяжелый блюз и быстро возвращается обратно – через идиотское кваканье бэков. Вообще, сатира, заложенная в текстах Заппы устаревает, его юмор слишком прямолинеен, а юмор вообще стареет мгновенно. Но – музыка, мелодии, аранжировки, подача – главное сделано именно здесь. Музыка на этом альбоме, при всей пародийности и подчеркивании смысла текстов – яркая, сильная (как еще скажешь – мужская мощная, сексуальная музыка). И – чрезвычайно изящная, тонко аранжированная и совершенно классическая. How Could I Be Such A Fool – одна из самых ярких арт-роковых песен Америки 1966 года – тяжелый рок с фортепиано, оркестром, драматическим пением вставленный в позолоченную рамку поп-песни. И техника игры, композиторская фантазия, мастерство высочайшего уровня – как точно, с какой фантазией сделаны Wowie Zowie, You Didn’t Try To Call Me – и инструментально и вокально, как разложены все партии – ударных, духовых, гитар, баса, клавиш, сложнейших вокальных выкрутасов. Поп-песни превращаются в оркестровые сюиты, в симфонические полотна оперные фрагменты – трехминутные, но грандиозные. Any Way The Wind Blows – легкая песня, инструментально – снова насыщенное, яркое полотно. В записи альбома принимали участие двадцать четыре музыканта – кроме, собственно, группы. Пол Барттерфилд и Доктор Джон так же отметились на этой записи. I’m Not Satisfied – еще одна песня, которую моно назвать в чистом виде прогрессив-роком – если бы не юмор и легкая, при дикой сложности аранжировки и партий – подача. Как сказано в одном фильме – «Он превратит молитву в фарс…» И казу, вопли , кваканье на сложнейшей, по форме – оперной мелодии You’re Propably Wondering Why I’m Here заставляют подумать о том, что после пластинок Заппы музыку, возможно, стоит слушать как-то по-другому. И относиться к ней тоже немного иначе. И стоит ли вообще слушать какую-либо другую рок-музыку после «Матерей Изобретений». Trouble Every Day – звучит и по музыке, и по тексту и по общему настроению более, чем современно. Совершенно актуальная вещь. Полвека прошло, но ничего не изменилось – СМИ сообщают только об ужасах, наводнениях, убийствах, пожарах, войнах и всяческой расчлененке. Ничего другого ни журналистов, ни обывателей у телевизора не интересует. Монотонная блюзовая вещь с тем, что сейчас называется «рэп», только рэп все еще с блюзовой основой – собственно, из блюза он и вышел – и здесь, у Заппы он еще вышел не до конца, в нем еще осталась музыкальная живость. Гитарный дуэт во второй части – жесткий, динамичный, злой, с металлическим звуком, подчеркивающий отношение автора к тому, о чем поется в песне. Уход в авангард в Help, I’m Rock – тоже предвестник современного рэпа, хотя Заппа использовал речитатив постоянно и во множестве альбомов. Но здесь вообще отсутствует мелодическая составляющая, остается только грув ударных с басом и диалоги, крики, фразы, вдохи и вопли. It Can’t Happen Here можно посчитать глумлением над вокальными группами вроде The Temptations, если бы не джаз а-ля Монк во второй части. В общем, очередное обращение к американскому народу из глубинки. The Return of the Son of Monster Magnet (Unfinished Ballet in Two Tableaux) – музыка незаурядной смелости. Балет для ударных, криков неземных чудовищ, голосов жителей исчезнувших цивилизаций и всех возможных студийных обработок. Однако, выясняется, что неземные чудовища – это те самые жители американской (и любой другой) глубинки в лице Сьюзи Кримчиз – тупой школьницы, основного потребителя продукции Голливуда, производителей чипсов и телевидения. Называть это просто жестом – политическим, социальным, каким-либо – неверно, поскольку жест этот имеет музыкальную форму и сыгран, записан и придуман именно как законченное музыкальное произведение. Да, несколько необычное и странное, но – музыкальное. А музыка бывает разная.