Найти тему
Беспощадный Пиарщик

Девочки, озаботились изучением пяра высокопротеиновых продуктов, которые вот-вот придут на замену рибаям, филе-миньонам, медальонам, куриным

Девочки, озаботились изучением пяра высокопротеиновых продуктов, которые вот-вот придут на замену рибаям, филе-миньонам, медальонам, куриным ногам и индюшачьим грудкам. Мировые средства массовой информации докладывают: у соевого мяса, лабораторных стейков и курицы из пшеницы превосходные перспективы. Нельзя сбрасывать со счетов и богатых белком сверчков с цикадами и акридами. Которые, как нам докладывают, по питательности не хуже, а то и лучше фермерского цыпленка. А то и двух. Публикации в крупнейших мировых медиа сочатся слюной восторга: произведенное в биореакторах мясо демонстрирует чудеса финансовой эффективности и уже к 2030 году рынок альтернативного протеина будет составлять 8 миллиардов долларов. Сейчас пока миллиард. Отсюда и начнем, девочки.

Для начала глобальный мясной рынок на сегодняшний день — это 867 миллиардов долларов. А к 2025 году может превысить триллион долларов (Или что там будет в качестве мировой резервной валюты? Транс-тихоокеанский фунт? Рубль? Юань? Руань?!?). Но это только для начала. Стоимость производства килограмма животного мяса, конечно, очень отличается. Кило свинюка на ферме в Польше стоит примерно 1.10 доллара за кило. Кило курочки в Бразилии — примерно 70 центов. А кило коровки в Австралии — 1 доллар 20 центов. Всё это, как вы понимаете, цены очень примерные. Просто для понимания. А цены на прилавках продолжают расти.

В то же самое время превосходный вкусный четвертьфунтовый бургер, выращенный в мечте российской интеллигенции — в биореакторе – стоит примерно 9 долларов. А кило чистейшего биореакторного лабораторного мяска обойдется в жалкие 100 долларов себестоимости. Кило растительного мяса будет, конечно, чуть дешевле: по 20 долларов за кило на прилавке. Казалось бы, нужно брать и строить биореакторы по всему миру. И выращивать мясо из 20 и более ингредиентов. И тогда коровки, свинки и курочки будут не нужны.

Сравнивая процессы производства обычного мяска и биореакторного/растительного, говорят: ну вы что, для того, чтобы вырастить одну коровку, нужно потратить 10 000 литров воды, 7 кило кормов на килограмм мяса, а еще корова гадит парниковыми газами. Согласны, покупаем. Никто, правда, не говорит, что для того, чтобы нарастить поставки соевых бургеров, нужно процентов на 30-40% как минимум увеличить посевные площади, которые точно также нужно удобрять калийными удобрениями и поливать. Что в нынешних условиях представляется как минимум затруднительным. Хотя бы потому что 30% рынка калийных удобрений — это Россия и Беларусь.

То есть, девочки, как бы там не старались пярщики, любое богатое белками мясо — хоть настоящее, хоть из биореактора, хоть из сои, хоть из говна будет стоить конских денег и простому работяге будет совершенно не по карману. И если сейчас проклятый Путин душит весь цивилизованный мир поставками зерна, то что же будет, когда этого зерна и бобовых (для производства искусственного мяса) будет нужно на 40% больше чем сейчас? И сколько воды нужно будет угробить, для того, чтоб это всё вырастить?

Впрочем, есть альтернатива. Жучки. И червячки. Калорийные, дешевые и очень питательные. Накормят всю Европу.

Вопрос, насколько к этому готово изнеженное жареным мясом человечество, остается открытым. Пярщики на этот вопрос ответа дать не могут. Мы уж не говорим о том, что даже стейки из сверчков нужно жарить на газу и хранить в холодильнике.