Найти в Дзене
Shikimori

Что происходит с сёдзе

Сёдзе — это известное и объемное направление аниме и манги. Это истории для девушек от 12 до 16-18 лет, в центре сюжета которых — героиня-подросток и её любовные переживания. Чаще всего под сёдзе подразумевают романтические школьные комедии, и действительно огромный пласт произведений соответствует стереотипу.

«Трогательный комплекс»
«Трогательный комплекс»

Если сёнен, словно феникс, органично перерождается в свою новую форму с размытыми, но понятными особенностями, то у сёдзе последние пару лет есть некоторые проблемы.

Во-первых, школьных ромкомов в каждом сезоне достаточно. Один обязательно станет таким популярным, что успеет надоесть. Но последние самые громкие романтические школьные комедии оказываются… сёненами или даже сэйнэнами. Сюжет всё ещё крутится вокруг любовных перипетий школьников (они влюбляются, не могут поговорить вовремя, занимаются своими хобби и наслаждаются юностью), но направление сёнена или сэйнэна часто подразумевает главного героя-парня. Из этого идёт и точка зрения, с которой транслируется сюжет и все события в нём. Подчас авторы выбирают сторону зла, и эти школьные комедии заодно становятся гаремом или приобретают элементы фансервиса. Основной персонаж в лице парня-подростка вызывает определенное жанровое смещение с того, что в сёдзе часто является самым подкупающим для его аудитории — обширного спектра чувств и эмоций девушки, открытость для зрителя, эмоциональная детализация и чувственная психологичность повествования.

-2

Все эти тайтлы, конечно, интересные, смешные и без проблем находят своего зрителя, но что при этом с самим сёдзе? В год выходит очень мало новых адаптаций или оригинальных историй, чаще можно увидеть продолжения и ребуты. Последнее прогремевшее сёдзе — «Корзинка фруктов», ребут аниме и манги нулевых.

Недостатка сёдзе-манги нет — множество историй продаются миллионными тиражами, имеют толпу фанатов и отлично бы смотрелись в анимации. Но адаптации получают их «собратья» сёнены с теми же показателями. Новые интересные проекты так и не доходят до зрителя и остаются в тени без заслуженного внимания хотя бы на 12 эпизодов. Адаптации, конечно, есть, но чаще всего это OVA или вовсе дорама. И то, и другое за час с лишним представляет только основную завязку и показывает героев. По сути, это реклама манги, а не её адаптация.

«Любит — не любит»
«Любит — не любит»

Во-вторых, кажется, сёдзе боятся. В направлении достаточно не только школьных ромкомов, хотя они «ядро» контента. Например, есть множество фэнтези – от довольно простых до историй с огромным количеством персонажей и разнообразными конфликтами. В них могут подниматься серьёзные остросоциальные и политические темы, а само повествование динамично и психологично. Если такие истории и получают адаптации, то часто они могут попросту быть неполными. Например, достаточно быстро нагнать мангу и получить в результате сезон-два, не показав зрителю самые интересные события. Другие же истории в адаптации сильно провисают, теряя шарм оригинала.

«Похороны Короля Роз»
«Похороны Короля Роз»

Рейтинги новых адаптаций падают, студии не рискуют и обращаются к чему-то проверенному временем. И в результате появляется боязнь сёдзе в индустрии — к нему обращаются очень редко. Даже, казалось бы, привычные школьные истории кажутся слишком рискованными и остаются только на бумаге.

В-третьих, у романтики как у жанра намечается серьёзный кризис. Он более заметен в западном контенте — достаточно посмотреть на спад ромкомов в целом. Это связано с переосмыслением жанра — многие клише и тропы уже надоели до невозможности, наблюдать их тысячную вариацию с другими лицами не хочется, а потребность в таком контенте существует. К тому же массовый зритель более критично относится к историям любви — какие-то прошлые сюжеты сейчас могут вызвать отторжение, потому что будут казаться нездоровыми, неправильными, неактуальными или просто слишком нереалистичными.

В сёдзе, с одной стороны, появляется всё больше «натуральности» — чаще встречаются более живые и настоящие школьники, а их чувства сквозят подростковой неуклюжей искренностью. Манги Су Мориситы («Пироженки в квадрате», «Любовь с кончиков пальцев»), Мики Ямамори («Дневной Звездопад», «Одинокая планета из квартала Цубаки», «Прекрасная вечерняя Луна»), Ио Сакисаки («Неудержимая юность», «Любит – не любит»), Мэгуми Морино («Любовная болезнь Хананои») достаточно популярны именно благодаря тому, как повседневно и одновременно необычно авторы преподносят опыт первых чувственных переживаний. В этом нет фальши, и это подкупает порой до сахара на зубах.

«Дневной звездопад»
«Дневной звездопад»

Другой вариант переосмысления романтики в этом кризисе — полностью противоречить ей. Одно из самых популярных аниме этого года — «Госпожа Кагуя: в любви как на войне», и именно в нём этот концепт развёрнут хорошо. Любовь становится битвой, а простые действия и мысли во время влюбленности становятся частью сражений, где каждый взгляд — удар, а слово — выстрел. Все ужасно устали от пресных комедий с романтикой, где всё базируется на надоевших клише, поэтому «Госпожа Кагуя» обрела такую популярность. Та же история под другим ракурсом воспринимается свежее, зритель получает возможность прочувствовать комедийный эффект и правда увидеть битву, в которую обернули простую школьную историю любви (с нюансами). Именно такого подхода не хватает сёдзе, где старое обновится чем-то таким же абсурдным и смешным.

Сёдзе очень неуверенно нащупывает этот путь, где важно уметь рассказывать истории без фальши и одновременно ломать устоявшиеся каноны для борьбы со скукой. Но важно и не забывать про потенциальный размах направления, ведь рассказать локальную «Игру престолов» с акцентами можно и тут, надо лишь набраться храбрости и отбросить условности. По сути поверить, что и в сёдзе есть пространство для роста самых разных задумок.

«Любовь с кончиков пальцев»
«Любовь с кончиков пальцев»
«Мобильная маргаритка»
«Мобильная маргаритка»
«Заря Арканы»
«Заря Арканы»

Сёдзе — направление с целым ворохом самых разных произведений — от трогательных и романтических до смешных и неловких историй любви, от самой безмятежной уютной повседневности до фэнтези с политической линией и остросоциальным комментарием. Многие зрители этого направления при этом получают очень мало контента: либо какие-то сугубо «рекламные» вещи, либо очень просевшие по сравнению с оригиналом, либо и вовсе только одну мангу без адаптации. Хотя всем нам иногда хочется закутаться в тёплое одеяло комфортных историй, где подростки краснеют, творят глупости и неловко признаются в любви во время летнего школьного фестиваля или его аналога.

«Достучаться до тебя»
«Достучаться до тебя»