Найти в Дзене
Волшебная музыка

Основные и местные распевы Русской Православной Церкви

Оглавление

Всем привет

с вами Волшебная музыка ✨🤗

В конце XVI века развитие знаменного распева достигло своего апогея. В это время активизируется творчество русских распевщиков. Особенно получает развитие так называемое "мастеропение". Распевщик Маркелл Безбородый составил "Псалтырь" со стихирами и славниками новым святым. В то же время появляется книга, в которой содержатся песнопения на малые праздники. 

Развитие знаменного распева вызвало появление новых стилей пения - путевого и демественного, отличавшихся большим колоритом мелодического рисунка.

Трехголосная партитура строчного пения. Рукопись XVII в. ГПБ, Софийское собрание, номер 182, л. 267
Трехголосная партитура строчного пения. Рукопись XVII в. ГПБ, Софийское собрание, номер 182, л. 267

Во второй половине XVII века наблюдается стремление к сокращению и упрощению мелодии, что вызвало появление малого знаменного распева, киевского, греческого и болгарского.

Малый знаменный распев есть сокращение большого знаменного распева, предназначенного для будничных служб. По своему мелодическому строению он ничем не отличается от большого знаменного.

Киевский распев 

-3

Киевский распев - это один из шести основных распевов русской церковной музыки.

Он представляет собой южнорусскую ветвь знаменного распева. Происхождение распева точно неизвестно, оно вызывает немало споров. Впервые киевский распев появился в Москве в XVII веке. Он подчиняется системе осмогласия. В его мелодике чередуются речитативные и распевные построения, вокализация, часто встречаются повторы отдельных слов и фраз текста, что не допускалось в знаменном пении. Музыкальная композиция основана на построчном распевании текста. Это очень яркий и праздничный распев. Он является основой многих так называемых местных распевов. Известны две разновидности киевского распева - большой и малый (сокращенный вариант большого).

-4

С возникновением партесного пения во второй половине XVII века появились партесные многоголосные гармонизации киевского распева. Наряду со знаменным распевом им были распеты наиболее важные тексты Обихода, будничные песнопения Всенощного бдения и Литургии. Немало и в южнорусском Ирмологионе.

Греческий распев

-5

Греческий распев представляет собой пение славянское, образовавшееся под влиянием близкого соседства южных славянских земель с греческими поселениями.

В 1656 году по приглашению царя Алексея Михайловича в Москве прибыл иеродиакон Мелетий, который обучал греческому пению царских и патриарших певчих. В это время в Москве учреждается «Славяно-Греко-Латинское училище», где преподают греки.

Вообще, название «греческий» связано с оживлением отношений с греческой Церковью в силу концепции «Москва - третий Рим». Греческое становится синонимом превосходного. Отсюда новый стиль пения получил название греческого распева.

Наиболее ранние записи греческого распева встречаются преимущественно в обиходе и южнорусских Ирмологионах в записи столповой и 5-линейной нотации.

Репертуар греческого распева составляют, главным образом, праздничные службы, а также вседневные песнопения Литургии и Всенощного бдения. В конце XVII - начале XVIII вв. появились многоголосные обработки греческого распева.

-6
Греческий распев полностью подчинен системе осмогласия.
Для него характерны простота и лаконичность мелодии, симметричный ритм, варьированные повторы строк в музыкальной композиции.

Болгарский распев

-7

Болгарский распев, заимствованный, по всей видимости, у придунайских славян, стал известен на Руси с середины XVII века.

Значение этого распева состоит в том, что он является как бы дополнением к знаменному, киевскому и греческому распевам.

В южнорусских певческих книгах болгарский распев всегда отличался от других, а в великорусских книгах он нередко смешивался с киевским или с греческим.

Он встречается преимущественно в западно-украинских нотно-линейных Ирмологиях и Обиходе, записывается столповой нотацией. Различают две разновидности болгарского распева - большой и малый, а также многоголосные обработки.

Болгарский распев, как и греческий, подчинен системе осмогласия, однако существенно отличается от знаменного. Для него характерны симметричный ритм (обычно он укладывается в четырехголосный размер), напевная и выразительная мелодика, преобладание размеренного произнесения слогов текста, а также большой внутрислоговой распев.

-8

Наряду с киевским, греческим и болгарским распевами в русском певческом искусстве XVII века появляется немало авторских распевов, песнопений местной традиции, распространяются многочисленные распевы местного происхождения, которые связаны либо с названием города или монастыря (Тихвинский, Соловецкий, Новгородский, Смоленский, Ярославский, Кирилловский и т.д.), либо с именем известного распевщика (Никодимов, Герасимовский и др.).

Словарик

Ирмологий - богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе богослужебные тексты, предназначенные для пения в церкви.

На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте лайки 👍
Подписывайтесь на канал 🤗
Увидимся через неделю 😉
С вами была Волшебная музыка ✨

#распевы #греческийраспев #киевскийраспев #болгарскийраспев #историярусскоймузыки #волшебнаямузыка