Найти в Дзене
Петровский

Что такое компрессия и степень сжатия и чем они отличаются?

Оглавление

Покупая или продавая автомобиль, вы точно слышали такие термины как компрессия и степень сжатия. С первого взгляда они обозначают одно и тоже, ведь компрессия — это и есть сжатие. Но не все так просто, поэтому давайте разбираться вместе.

Что такое степень сжатия?

Для начала, чтобы разобраться со степенью сжатия, надо объяснить работу поршня в цилиндре. Да, тут все очень взаимосвязано, поэтому идем через тернии к звездам!

Поршень в цилиндре при работе двигается вверх-вниз, имея две мертвые точки: верхнюю и нижнюю. А степень сжатия — отношение между двумя объемами: полным объемом цилиндра, когда он находится в нижней мертвой точке, и объемом камеры сжатия, когда он в верхней мертвой точке.

Верхняя мертвая точка. Когда поршень находится в «верхней точке», над поршнем остается определенное пространство, именно в нем находится сжатая воздушно-топливная смесь, это и есть «камера сгорания» — для условного обозначения этот объем мы назовем «V1».

Нижняя мертвая точка. Здесь поршень находится в «нижней мертвой точке», и к объему камеры сгорания, добавляется объем цилиндра, точнее, объем находящийся над поршнем. В итоге у нас получаются два объема – V1 (цилиндра) и V2 (общий = цилиндра + камера сгорания).

Теперь все просто — важные для нас параметры, это V1 и V2 (измеряются они в литрах). Для того чтобы получить степень сжатия, нужно разделить V2 на V1.

Таким простым методом мы рассчитываем, во сколько раз сжимается воздушно-топливная смесь, при движении из нижней мертвой точки в верхнюю.

Зачастую производитель указывает эти характеристики в инструкции к автомобилю, и мы можем видеть степень сжатия от 9,5 до 14 и т.д. Это нам говорит о том, что топливная смесь, которая «всосалась» при движении поршня из «верхней мертвой точки» в «нижнюю», на такте впуска, сожмется в 9,5 — 14 раз, от первоначального объема и после подожжется свечой зажигания. От степени сжатия зависит октановое число бензина, которое вам необходимо заливать в автомобиль. Чем степень сжатия меньше, тем меньше и октановое число. При показателях в 9,5 единиц, необходимо использовать 92-й бензин, а 10-12 единиц — 95-й, выше 12 — 98-й.

Что такое компрессия двигателя?

Если степень сжатие это отношение между двумя объемами цилиндра и камеры, то компрессия это давление в цилиндре. Оно зависит от степени сжатия (величина давления в меньшем объеме всегда будет больше, т.е. при увеличении степени сжатия компрессия растет). По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя. При снижении уровня компрессии необходимо выяснить причину. Это могут быть поршневые кольца или проблемы в клапанном механизме, выяснить это можно так. В проблемные цилиндры с помощью шприца вводят 15-20 грамм моторного масла. Процедуру замера повторяют. Если показания манометра выросли — причина падения в поршневых кольцах, если остались на прежнем уровне — в клапанах.

Чем выше компрессия, тем большую мощность может развить силовой агрегат. Увеличение этой величины способствует наилучшему сжатию топлива, а потому его воспламенение может происходить намного эффективнее. Так же большая компрессия даст больший толчок поршню, то есть прямая зависимость частоты вращения коленчатого вала и мощностью мотора.

Бесконечно увеличивать компрессию конечно же нельзя, все потому что воздушно-топливная смесь, а в нашем случае это бензин, разогревается и может воспламениться произвольно, то есть произойдет детонация, а этот процесс очень разрушителен для внутренностей двигателя в целом. Поэтому сейчас и появляются высокооктановые бензины.

-2

В чем же разница этих двух понятий?

Степень сжатия это коэффициент, который рассчитывается при помощи объемов, а вот компрессия банально замеряется специальными манометрами (компрессометрами). Если взять практическое применение, то компрессия будет немного больше, чем степень сжатия. Так например, при степени сжатия — 9,5, компрессия зачастую от 11 до 12! Происходит так потому что при замере компрессии от давления разогревается воздушно-топливная смесь, происходит увеличение температуры. Эти показатели можно было бы приравнять, если бы процесс был изотермическим в закрытом герметичном корпусе. Но поскольку на практике это невозможно, то величины будут различаться.

Каков же итог всего? Используйте только подходящее вашему автомобилю октановое число бензина! Обязательно посмотрите в инструкции к автомобилю степень сжатия и величину компрессии.

Если самостоятельно вы это сделать не можете, приезжайте в Официальный Сервисный центр Renault «Петровский». Наши профессиональные специалисты помогут вам разобраться с любой вашей проблемой, проведут диагностику и предложат вам самые выгодные предложения!