Начиная с Петра I, практически каждое новое царствование, за немногими исключениями, ознаменовывалось основательной, если не кардинальной, реформой военного обмундирования. В советской историографии это обычно (в том случае, если обращалось внимание на этот факт) трактовалось как одна из «гримас» царизма, когда монархи-главы государства, вместо того, чтобы принимать «реальные меры» для повышения боеспособности армии, занимаются ерундой. Такое восприятие вполне живуче и в наши дни – мол, «цари, вместо того, чтобы каждый день с утра до вечера улучшать положение простого народа, играют в солдатики». Такое мнение не просто поверхностно, оно напрямую ошибочно, по крайней мере, с точки зрения семитической значимости «переодевания» военных.
Как выразился автор одной из работ по исторической семиотике, «XIX век был крайне чувствителен к знакам». По большому счету, про XVIII в. можно сказать то же самое. В тот период военный мундир был не просто одеждой, в которой воюют или красуются на парадах, не просто маркером места конкретного военнослужащего в общественной и государственной иерархии, но и во многом визуальным отражением государственной идеологии. Поэтому заметное изменение облика военнослужащих в начале (или не в начале) правления каждого очередного монарха воспринималось как своеобразный «манифест», в определенной степени позволяющий судить о том, какого курса будет придерживаться власть в новое царствование. Конечно, особенно в XVIII-первой половине XIX в. наиболее отчетливо содержащееся в этом «манифесте» «послание» считывала образованная часть общества, то есть по сути – представители привилегированного сословия. Поэтому далее, говоря о реакции общества, я беру последний термин в кавычки, чтобы подчеркнуть, что речь идет преимущественно о той его части, которая в тот исторический период имела свое мнение по поводу происходящего и могла его выражать.
Пройдемся по царствованиям российских монархов XVIII-XX вв.
Петр I
Наверно, нет необходимости напоминать, какое важное место в комплексе мер модернизации и «европеизации» России, предпринятых этим самодержцем, занимало заведение регулярной армии и унификация ее внешнего вида. Введенный Петром мундир западноевропейского образца зримо отражал и масштабный поворот внутригосударственной жизни, и изменение места России в системе международных отношений. По-видимому, менее известен тот факт, что «визуальная смена эпох», выразившаяся в переходе от стрельцов в длиннополых кафтанах к фузилерам и гренадерам в жюстокорах и «роках», не была резкой и не произошла одновременно с началом Северной войны в 1700 г. В Северную войну русская армия вступила и потерпела поражение под Нарвой во веденном в этом году «венгерском платье». Эта одежда не так уж и сильно отличалась от привычных русскому человеку ферязей.
Лишь с 1702 г., сначала в гвардии, а затем и в армии, начинает вводиться «немецкое» (оно же «францужское») платье, которое теперь и ассоциируется с армией Петра I.
Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета
На протяжении этих царствований военный мундир русской армии изменяется, во многом следуя развитию европейской моды, появляются новые виды войск (в царствование Анны Иоанновны - кирасирские и постоянные гусарские полки), для которых устанавливаются новые униформы, но в целом считается, что военное платье остается в том «русле», которое заложил Петр.
Петр III
С тем бо́льшим изумлением, а затем и негодованием, тогдашнее «общество» восприняло введение свежевоцарившимся Петром III новых мундиров, ориентированных на прусские образцы. С высоты сегодняшних дней даже сложно понять, действительно ли новые униформы так уж отличались от прежних, елизаветинских покроем и удобством (точнее – неудобством) или же такое негативное восприятие «мундиров Петра III» сформировалось у современников уже постфактум стараниями его жены, а к тому времени уже вдовы. Но то, что военная форма стала более пестрой – это факт. Этому способствовало введение в русской армии по прусскому образцу «полковых цветов» - разных оттенков отделки в зависимости от части, в то время как раньше, например, вся армейская пехота при зеленом мундире имела красный цвет отделки. Вряд ли у Петра III имелась какая-то четкая идеологическая программа, политический курс, «манифестом» которого стало введение новых мундиров. Скорее, он просто воспроизводил привычную ему, а, значит, единственно верную, западноевропейскую, а точнее – северогермансую мундирную традицию. Но русским «обществом» послание считывалось однозначно – это «не наше» и «этот» «не наш». Вот ведь парадокс – на фоне введения новой униформы старая, только что отмененная, воспринимается уже как «истинно русская», «национальная», как будто и не шокировала своим «иноземным» видом каких-нибудь шестьдесят лет назад.
Екатерина II
Став самостоятельной правительницей, Екатерина как бы возвращает армии мундиры, бытовавшие до Петра III. Как уже отмечалось, считалось, что эти мундиры восходят к образам, введенным Петром I. Одного взгляда достаточно, чтобы констатировать, что после всех произошедших за более чем полвека «частных» изменений внешний вид солдата начала екатерининского царствования крайне мало напоминает солдата петровского.
Но ведь самое главное – это грамотное позиционирование! Отменены полковые цвета и прусского вида золотые и серебряные «шлейфы» у пуговичных петель, и «общество» довольно – «матушка» следует традиции, чтит память Петра Великого.
Насколько можно судить, в целом позитивно была воспринята и проведенная по инициативе Потемкина мундирная реформа 1786 г., когда в армейских полках были отменены косы и букли, вместо шляп введены легкие каски с поперечным плюмажем, а вместо мундиров – куртки. И пусть каски впоследствии оказываются непрочными, а короткие мундиры плохо защищают от холода, «прогрессивная» часть «общества» ликует – упрощение, удобство, солдат «встал и готов!» При этом, несмотря на упрощение, униформа яркая и нарядная.
Окончание в следующей серии
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.