Найти тему
Алексей Шорохов

"Русский народ на излёте семидесятых годов двадцатого века оказался на решающей исторической развилке. Стало очевидно, что, несмотря на

"Русский народ на излёте семидесятых годов двадцатого века оказался на решающей исторической развилке. Стало очевидно, что, несмотря на троцких и свердловых, вопреки демьянам бедным и сельвин ским, назло гайдаям и сусловым русский народ вовсе не собирается растворяться в грядущем мировом ин тернационале (утилизироваться в некий «советский народ»). Это стало заметно в кино, литературе, обще ственных дискуссиях (о сохранении исторических памятников и т.д.). Собственно говоря, русские в очередной раз

встали перед тысячелетним мифологическим кам нем: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя и коня потеря ешь». Где «право», опять-таки в тысячелетней тра диции, это глухой национализм с откатом в языче ство (но — с потерей государства: «себя спасёшь, коня потеряешь»); «лево» — продолжение бодрого социалистического марша с дальнейшим растворе нием именно русского (но — спасением государства: «себя потеряешь, коня спасёшь»); ну, а прямо — это, в общем-то, то, что мы, в конечном счёте, и выбрали: с потерей и себя (уже в россиянской многонационалии), и государства…

С одной существенной оговоркой. Именно так и поступал всегда на распутье классический русский богатырь. И с другой существенной оговоркой. Духовный выбор (именно для русского народа) был несколько проще выбора земного пути. Это был выбор между коренным язычеством и коренным же Православием. А то, что язычество даже и не блазнило, а реально возвращалось в семидесятые-восьмидесятые — уж тут-то будьте благонадёжны! Достаточно вспомнить популярность фильма «Русь изначальная», картин Константина Васильева, моду на «народные враче вания» (закончится Чумаком и Кашперовским), да даже тот же «вечный огонь» на братских могилах (где советское язычество смыкалось со славян ским) и т.п.

Русские выбрали Православие. С разрушением государства и окончательной потерей себя.

— Кто мы? Откуда? Куда? И, главное, зачем?

Вот круг самых жгучих русских вопросов, актуаль ных и по сей день — двадцать пять лет спустя после прекращения СССР.

И пусть мне не рассказывают, что Советский Союз развалился сам по себе или его развалили злые враги (внутренние и внешние). Советский Союз распустил русский народ по принципу: я тебя породил, я тебя

и убью. С тем, чтобы окончательно обрести себя после всех проверок на прочность и вшивость в ХХ веке: террором и голодом (большевики); народной войной и Гитлером (интернационализм и мировая революция), позднесоветской тоской и сытостью (железный зана вес и жизнеумерщвляющая серость), наконец, Рос сийской Федерацией (все личины сброшены и вместо них явились при свете дня свиные рыла).

Да, чтобы обрести себя, и вновь (нам не привы кать!), как в XI веке, как в XV веке, как в XVII веке, как, наконец, в XX столетии — «с нуля» создавать своё государство. Разумеется, не совсем с нуля, по тому что «из ничего ничего не происходит», как говорили древние греки. Но то, что новое — совер шенно точно! " https://zavtra.ru/blogs/stolp_na_rasput_e