Многие люди, когда устраиваются на работу, то им подсовывают бумажку по ответственности за разглашение коммерческой тайны. И там написано, что коммерческая тайна - в том числе и зарплата. Какие-то "особенные" работодатели и вовсе пишут, что коммерческой тайной является в том числе и разговоры с вашими коллегами. Ну полный бред, конечно. А чистота унитаза в подсобке - тоже коммерческая тайна? В общем, разберемся.
Что такое коммерческая тайна
Коммерческая тайна - это сведения, которые имеют ценность в связи с тем, что они неизвестны третьим лицам и к ней отсутствует свободный доступ на ЗАКОННОМ основании. Например, в Министерстве обороны РФ скрыты какие-то контракты. Правильно ли? Да.
В принципе, этого определения достаточно.
Что же всё-таки попадает под коммерческую тайну?
Определенно точно можно сказать (на основании закона), что коммерческой тайной является различная техническая, финансовая, деловая, статистическая информация; спецификации; документы и контакты клиентов; торговые секреты (например, если работодатель использует уникальную методику продаж); процесс создания чего-либо уникального (например, работодатель имеет уникальную рецептуру по созданию сока).
То есть, если вы кому-то раскроете эту коммерческую тайну, то этим самым вы можете нанести финансовый ущерб своему работодателю. А это может быть уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ ("Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну").
Зарплата - коммерческая тайна?
Согласно пп. 5 ст. 5 ФЗ "О коммерческой тайне" сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну: о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.
Таким образом, законом недвусмысленно указано, что коммерческой тайной не является. Поэтому если работодатель и суёт вам бумажку о том, что зарплата - коммерческая тайна, то можете спокойно подписывать. Работодатель впустую потратил краску принтера, ибо эти "буковки" не имеют под собой ничего.
Встаёт вопрос: а зачем работодатели вообще включают этот пункт? Ответ один: один "хитрый" работодатель придумал такую "фишку", а остальные подглядели и тоже взяли себе, не разбираясь в тонкостях, думая, что если их сотрудники не будут трепаться о зарплате, то в компании не произойдёт "бум недовольства" разницы в зарплатах. В итоге так и пошло.
- Я занимаюсь помощью в трудовых спорах и консультирую бесплатно в WhatsApp. Пишите, если нужна помощь.