Супергерои, волшебники, невероятные приключения, обязательный счастливый финал - только ленивый не проехался по примитивности киножвачки, которой в последние десятилетия пичкают детей. Но если задуматься - а каким должно быть кино для детей 10-12 лет?
Недавно наткнулась на старый фильм "Айвенго" 1982 года, который с еще более старыми (написанными в 1975) песнями В.Высоцкого. Пересмотрела с неожиданным удовольствием, легкой ностальгией и какой-то снисходительностью - ах, как все легко, просто и красиво!
Собственно, от объемного и насыщенного сюжетными линиями и смысловыми напряжениями романа В.Скотта осталась только очень условная схема. Недаром полное название фильма "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Баллада, романтическая и поэтическая сказка о любви и подвигах, сильно "по мотивам" событий.
Вся запутанная, многосоставная, страшная, удивительная история небольшой Англии, переходящей к моменту событий уже несколько веков из рук в руки, оставлена за кадром. Вся эта жуткая, кровавая игра престолов, замешанная на завоеваниях и странных брачных союзах, грубом вероломстве и нерушимых клятвах, произволе сильного и четком римском праве, религии и клановых распрях, коварных планах и слепой воле провидения... Ничего этого в фильме нет.
Вот "хороший" король Ричард - справедливый, веселый, щедрый, милостивый, красивый; вот "плохой" Джон - суетливый, мелочный, зависимый от баронов, мстительный, беззубый. Вот красавица, вот влюбленный. Вот благородный отец, вот низкий злодей. Вот супергерой-спасатель с меткими стрелами. Вот чистая любовь и низкая страсть. Вот красивое цветущее лето, на фоне которого все происходит.
В "Балладе" нет не только исторических реалий, но и вообще сколь-либо грубой действительности. Хотя вроде по сюжету есть и смертельные битвы холодным оружием, и пытки, и насилие. Но в горящей башне замка нет удушливого дыма, одежда пытаемого огнем Сердрика чиста и невредима, его ожоги на руках исцеляются к следующему дню, страшные раны бескровны. И даже огромные куски оленины, которыми наслаждались отец Тук и его гость, вряд ли влезали в тот котелок, где они вроде как варились.
Но все это нисколько не портит фильма, который даже взрослыми смотрится на одном дыхании и без всяких придирок. И смотрелся бы так даже без чудесных песен-баллад. Которые откровенно сложноваты для такого сюжета.
Именно в этих балладах находятся и пояснения для взрослых, и много ключей к пониманию психологии детей - целевой аудитории этого фильма. Детское восприятие - оно пока еще достаточно прямолинейное, опирающееся на невеликий жизненный опыт, без эмпатии, без сложных умозаключений. В нем пока еще мало красок и практически нет полутонов, это естественная особенность возраста.
Но для воспитания очень важно на границе детства и подростковости показать именно ярко-черное и ярко-белое, без всех этих бесконечных оттенков серого, с которыми потом неизбежно познакомит жизнь. Нужно задать эталоны, ориентиры, символы.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - Это смерти оскал! -
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы!
Пятьдесят лет назад очень удобно было брать для таких схематических моделей события, происходившие или давным-давно, или далеко-далёко.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!
Хотя не было у древних никакой особой чистоты и простоты. Мы на канале не так давно вспоминали еще одну историю о тех же братьях Ричарде и Джоне. Тоже вполне художественную и бескровную, но ее никто не назовет простой!
Во все времена все было непросто. Как не было простоты и в странах, невидимых из-за своей удаленности. Но кто к этому придирался?
Теперь мир стал слишком маленьким, слишком прозрачным, слишком тесным. Поэтому все ко всему придираются, обижаются, выставляют претензии. Чтобы никого не задеть, сначала условными противниками стали делать героев условно-выдуманных стран. Затем гуманоидных инопланетян Затем инопланетян негуманоидных. А потом и вовсе погрузились в беспросветные фантазии, лишь бы никто не смог предъявить иск за искажение, оскорбление, задевание тонких чувств, выставление в невыгодном свете, ущерб репутации и т.п.
Но главные балладные схемы в основном остались. Вот король хороший, вот плохой. Вот герой, вот злодей. Вот красавица, вот возлюбленный. Вот спасатель с суперспособностями. Вот победа добра.
Наверное, так и должно быть.
Единственное, что меня смущает - затянутость нынешнего периода детства. Книжные (теперь киношные) дети, не знавшие битв, продолжают оставаться таковыми не до 12-14 лет, а на добрый десяток, а то и два десятка лет дольше. Они вовсе не собираются хватать отцовский меч и ввязываться в битвы настоящие, а предпочитают старательно "изнывать от детских своих катастроф".
Многим перестал быть "досаден их возраст и быт", из которых хочется поскорее вырасти, перестал "кружить головы запах борьбы", а "назначенье границ" интересно только в популярно-психологическом значении.
Так, может быть, фильмы для нынешних детей должны стать другими? Как-то настойчивее подталкивающими к взрослению и реальности?
Что вы думаете об этом, дорогие читатели?
еще на канале по теме:
При желании можете поддержать автора материально