Эта история началась с того, что король Сиама попросил у Российской Империи защиты от англичан. Привела к тому, что его сын и наследник женился на русской девушке, перешел в православную веру и был изгнан за это из дворца. А закончилась трагически — расставанием и революцией…
После чтения моего романа «Маханакхон» у некоторых возникают вопросы — действительно ли все, что рассказано в книге о короле Раме Пятом и его поездке в Петербург, о принце Чакрабоне и его любви с Екатериной Десницкой, правда? Или это плод слишком бурной фантазии автора, который решил добавить в книгу о современном Бангкоке немного романтики из прошлого?
Чтобы развеять сомнения, в этой статье я перескажу всю историю без беллетристики, основываясь только на фактах. Она сама по себе тянет на целый роман, ведь тут есть и борьба великих держав, и столкновение буддизма с христианством, любовь и измена… Но тем не менее, все это чистая правда, для особо дотошных в конце я дам краткий список источников.
Итак, 1890 год. Россией правит Александр III, террор нигилистов удалось почти подавить, страна переживает период стабильности — последний перед революционной грозой.
Будущий император Николай Второй, а тогда 23-летний наследник русского престола, отправляется в плавание из Петербурга во Владивосток. В те времена это было большое морское путешествие — путь лежал из Балтики в Средиземное море, потом через Суэцкий канал в Индийский океан, вдоль Индии и Индокитая в Японию, и уже оттуда в Приморье.
По пути цесаревич посетил и Таиланд, тогда именовавшийся Сиамом, и тоже по сути бывший целой империей. В те времена тайцы правили немалым числом земель, позже отошедших соседним Лаосу и Камбодже. В Бангкоке будущий русский царь встретился с королем Чулалонгкорном, он же Рама Пятый, один из величайших монархов в тайской истории. Сиам был тогда под сильным давлением Англии и Франции, находился на грани превращения в еще одну колонию европейцев.
Рама возлагал большие надежды на Россию — ведь она единственная из империй не вела хищнической колониальной политики. Но на просьбу о заступничистве Николай ответил уклончиво, и прямой поддержки от друзей с Севера Сиам так и не добился.
В 1897 году Чулалонгкорн сам посетил Россию, во многом для того, чтобы снова поставить вопрос о защите от западных держав. Есть легенда о том, что он привез с собой двести сиамских кошек — знаменитая нынче порода, выведенная в Таиланде, тогда почти не была известна в мире. Взамен Николай якобы отправил в Сиам подразделение гвардейцев для охраны королевского дворца в Бангкоке. Хороший вышел обмен: примерно по одному котику на здоровенного гвардейца… Прекрасная история, но подтверждения ей в серьезных источниках я, увы, не нашел.
И снова русский монарх не поддержал просьбу тайского, хотя и не ответил прямым отказом. Наоборот, Раму заверили в крепкой дружбе и уважении. Король Сиама не сдавался. Его сын принц Чакрабон был отправлен учиться в Петербург, в Пажеский корпус, одно из самых престижных учебных заведений России. После выпуска таец служил в лейб-гвардии гусарском полку, закончил Академию Генерального штаба, имел чин полковника русской армии и орден Андрея Первозванного. Всего он провел в северной империи восемь лет, с 1898-го по 1906-й.
В 1905-м в Петербурге принц познакомился с Екатериной Десницкой. Молодая русская дворянка училась на курсах милосердных сестер, готовясь отправиться на фронт Русско-Японской войны.
Чакрабон влюбился в эту отважную девушку и вскоре сделал ей предложение, хотя знал, что нарушает все мыслимые правила и рискует прогневать и российского, и тайского монархов.
Екатерина не ответила отказом, но и под венец не спешила — ее ждали раненые в Маньчжурии. Она отправилась на войну, где оказалось одной из лучших медицинских работниц, — через год она вернулась в Петербург с несколькими медалями и Георгиевским крестом, который почти никогда не вручали женщинам.
В 1907 году Чакробон и Екатерина тайно обвенчались в Константинополе, для чего принц крестился в Православие.
Рама Пятый был очень рассержен на сына за морганатический брак и уход из буддизма. По приезде в Сиам Чакробона и Екатерину поселили в отдельном дворце, но не дали жене принца никакого официального статуса. Царственные свекр и свекровь отказались даже знакомиться с ней. Чакрабон был лишен права на наследование престола.
Королева позднее смягчилась, но Рама так и не признал брака, даже когда Екатерина родила от Чакрабона сына. Знаменитый тайский король имел четырех жен и под сотню наложниц, но именно Чула́, сын Чакрабона и Десницкой, стал его первым внуком.
Уже после смерти короля старший брат принца Вачиравудх, ставший Рамой Шестым, простил Чакрабона и признал брак действительным.
Десницкая получила в Сиаме титул Мом, который дают простолюдинке, ставшей женой принца. Позднее Вачиравудх прибавит к нему почетное «на Пхитсанулок», что можно условно перевести как «графиня Пхитсанулокская» (в честь одного из древнейших городов Сиама). В тайской истории она известна как Мом Катерин на Пхитсанулок.
Чакрабон стал начальником тайского генерального штаба, среди прочего создал тайскую авиацию. Их с Екатериной дворец был своего рода салоном для русской публики в Сиаме, там постоянно собирались офицеры, моряки, путешественники с родины Мом Катерин.
Увы, у этой романтичной истории довольно прозаический конец. Со временем чувства начали ослабевать, а Чакрабон положил глаз на свою молоденькую родственницу, принцессу Чавалит Рабхибхат, в какой-то момент он даже решил узаконить отношения с ней. По тайским понятиям того времени это было вполне допустимо — вспомним хотя бы огромный гарем Рамы Пятого. Но только не для Десницкой, соединенной с принцем церковным браком.
В итоге Екатерина покинула Сиам — в 1919-м, после четырнадцати лет замужества, они с Чакрабоном развелись. Десницкая перебралась к родственникам в Китай, вернуться в Россию уже не было возможности — империя рухнула, шла Гражданская война.
Интересно, что король Рама Шестой так и не дал согласия на брак своего брата с молодой Чавалит, он остался на стороне Екатерины.
А вскоре Чакрабон сильно заболел пневмонией и умер, ему было всего тридцать семь. Мом Катерин приехала в Бангкок на похороны бывшего мужа. Его, вернувшегося к буддийской вере, кремировали.
Екатерина Десницкая умерла в 1960-м в Париже и похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Их с Чакрабоном сын, принц Чула, будучи рожден в морганатическом браке, не имел прав на престол, его отправили учиться в Англию. В 1932-м в Сиаме произошел переворот, лишивший королей и принцев прямой власти. Чула остался в Британии, где, прямо как его отец, женился на иностранке и небуддистке — американской гражданке Элизабет Хантер.
Их дочь, Нарисса́ Чакрабон, родившаяся в 1956-м, известная общественная деятельница и в Англии, и в Таиланде. Ее сын, правнук Денсицкой, — популярный тайский рок-исполнитель, выступающий под псевдоним Хьюго.
Перу Нариссы принадлежит книга «Катя и принц Сиама», подробно рассказывающая об истории ее предков. По мотивам книги в России создан одноименный балет.
Рекомендую «Катю и принца» всем, кому интересна удивительная история отношений Сиама и России. По части политической истории есть «Король Чулалонгкорн в России» Мельниченко и Трифонова (Спб., 1997), «История Таиланда» Березина (Москва, 1973) и более новая статья тайского исследователя Рома Фирамонтри (Пхирамонтри) «Роль императора Николая II в борьбе за сохранение независимости Сиама» («Вестник Московского университета», сер. 12, 2007, № 2. См. там же более подробный список литературы).
«МАХАНАКХОН», остросюжентый роман о Таиланде:
Голосовать за книгу Александра В. Великанова на премии «Русский детектив».