Страх – это реакция на опасность. Задача этой эмоции сигнализировать, привлечь внимание и оценить степень угрозы. Страх бывает нормальным и патологическим.
Нормальный страх – защищает человека. Он привлекает внимание, если есть угроза нарушения личностных границ, помогает изменить человеку своё поведение в случае, если он начинает заниматься чем-либо опасным, также страх часто сигнализирует о желаемом изменении: «чего боюсь, того и хочу».
В страхе есть две социальные функции: сближение с тем, кого считаем безопасным и регуляция поведения человека внутри сообщества. Страх мобилизует силы человека к борьбе с опасностью или наоборот, выступает подменой решения реальных дел, когда человек все свои силы тратит на то чтобы бояться, а не решать возникающие проблемы. Страх снижает уровень притязаний, а также уверенность человека в себе.
Нормальный страх кратковременен, сопровождается реальным стрессором, не влияет на личность человека.
Патологический страх полностью отличается от нормального. Реального стрессора нет, длится долго, влияет на личность и поведение человека. Патологический страх может проявляться в форме фобий, тревоги, панических атаках.
Страхи и фобии всегда связаны с конкретными объектами или ситуациями, тревога – это ощущение надвигающейся опасности, источник которой определить не удаётся. Панические атаки – это внезапные приступы тревоги.
Как определить, что вы тревожный человек? Признаки тревожности не сложны:
- Вы не можете получать удовольствие от жизни, так как постоянно наряжены, переживаете, волнуетесь, беспокоитесь;
- Вы пассивны, предпочитаете прятаться и избегать возникающих трудностей;
- Вы часто страдаете бессонницей и навязчивыми мыслями;
- Вы перфекционист, гиперответственны, нетерпимы к неопределённости;
- Вы испытываете трудности в принятии решений;
- Вы склонны искать причины своего состояния в теле, а не психике.
Как влияет на нас патологический страх?
Прежде всего происходит самозапугивание – вы всегда самому себе объясните почему вам стоит бояться. Далее, ничегонеделание – паралич действий. И наконец, регрессия – взрослые начинают реагировать и вести себя как дети.
Человеку в состоянии тревоги свойственны четыре ошибки мышления, которые тревогу усиливают, они таковы:
1. Распознание опасности – тревожный человек выискивает потенциальные опасности, пытаясь через это себя обезопасить. Иллюзия – если я вижу опасность, значит могу ею управлять.
2. Катастрофизация – из возможных вариантов будущего человек зацикливается на самых плохих, концентрируясь на них. Альтернативы из своего сознания человек убирает.
3. Контроль – попытка предотвратить опасность, путём непрерывного контроля себя, всего и всех.
4. Избегание и прятание от опасностей, по сути – это детское поведение, «закрою глаза» значит опасности нет.
Все эти когнитивные ошибки являются проявлением охранительного поведения, оно кажется человеку логичным и правильным, но на практике тревогу усиливает.
Почему охранительное поведение вредит?
1. Такая форма «защиты» создаёт зависимость от неё. Например, вы вышли из дома, но не подёргали ручку двери, как обычно делаете, хоть вы и помните, как закрыли дверь, но внутри возникает страх, надо вернуться и подёргать дверь.
2. Происходит закрепление тревожного поведения, чтобы победить страх – с ним надо встретиться лицом к лицу, а не убегать. Убегание служит подтверждением опасности, и тревога усиливается.
Желание снизить тревогу через контроль, проявляется через поведение человека, его признаки таковы:
- Человек редко отдыхает и не может спокойно смотреть, когда «бездельничают» другие;
- Любая ошибка другого, вызывает желание её исправить, если это сделать не удаётся человек взрывается;
- Тревожный всегда должен быть прав;
- У контролёра есть куча правил, ритуалов и распорядков, нарушение которых для них создаёт огромный дискомфорт;
- Любое мероприятие, в котором участвуют тревожные, даже самое малое, требует тщательной подготовки;
- Им крайне трудно отпустить ситуацию на самотёк;
- Любители контроля всё должны делать сами, они не умеют делегировать дела другим.
Что является причиной страха?
1. Эмоциональные перегрузки – многозадачность с которой человек не справляется. Состояние непрерывной мобилизации, из-за которой человек не может расслабиться.
2. Психологическая травма – тревога может быть следствием конкретного негативного опыта человека в прошлом, повторения которого он стремится избежать.
3. Небезопасная обстановка – если ребёнок рос в ситуации непрерывной угрозы, то его психика затачивается на ожидание чего-то ужасного.
4. Воспитание долженствования – этот тип воспитания приводит к повышенной тревожности, а также стимулирует появление перфекционизма и гиперответственности.
5. Внутренний конфликт – несоответствие между «надо» и «хочу», «могу» и «должен», «хочу» и не «дают» лежит в основании невроза, а часто и панических атак.
6. Вторичная выгода – страх может защищать от ситуаций, в которые человек не хочет или не готов попадать.
Страх сам по себе является полезной эмоцией, хотя и не самой приятной, злом является патологический страх, который разрушает человека. О том, как его побороть, я расскажу в своей следующей статье…
Если вам понравилась статья, поставьте лайк.
Если хотите узнать больше о данной теме или вам нужна психологическая помощь, пишите.