Какие планы были у российского руководства
Начиная СВО, Кремль рассчитывал, что она будет развиваться по крымскому сценарию 2014 года. Ожидалось, что ВС Украины не окажут серьезного сопротивления и даже помогут установить в Киеве пророссийский режим. Генштаб, рассматривая украинскую армию как слабую и архаичную, недооценил ее реальный потенциал. Расчет был на то, что сопротивляться она сможет от несколько дней до пары недель.
Что ожидал коллективный Запад
Он тоже недооценил ВС Украины. Первоначально Запад поставлял им стрелковое оружие, противотанковые и переносные зенитные ракеты. Это вооружение предназначалось в первую очередь для ведения партизанской войны на территории занятой российскими войсками. Ожидалось, что ее развернет местное население и остатки разгромленной украинской армии.
Запад рассчитывал, что Москве придется содержать обширные захваченные территории Украины. В совокупности с введенными санкциями это должно было обрушить экономику России и вызвать массовые протесты населения. Они заставили бы Кремль вывести войска.
Реальность перечеркнула планы обеих сторон
СВО длится пять месяцев. За этот период ВС Украины оказали серьезное сопротивление. Российские войска понесли серьезные потери в людях и военной технике. Через месяц после начала СВО они оставили первоначально захваченные территории Сумской, Черниговской, Киевской и частично Харьковской областей. Усилия российской армии были сосредоточены на наступлении в Донбассе.
Российская экономика проявила устойчивость и нарушила ожидания Запада. Захваченные украинские территории не были столь обширными. Ни каких свидетельств начала партизанской войны на них не наблюдалось. Военные действия явно затягивались и ожидаемого протестного движения населения России не происходило. В этой связи Запад был вынужден вводить все новые и новые санкции, которые создавали проблемы для него самого.
Ставка Запада на военную победу
Результаты первых месяцев боевых действий создал у Лондона и Вашингтона впечатление слабости российской армии. Возникло своего рода дежавю с советско-финской войной 1940 года. В результате Запад изменил свой подход к событиям в Украине и сделал ставку на ее военную победу с восстановлением положения на 23 февраля 2022 года, а возможно и возращением Донбасса. В этой связи были начаты поставки Украине тяжелых наступательных вооружений. Сначала советского производства из запаса бывших стран Варшавского Договора, а потом и армий НАТО.
Произошла переориентация Запада с поисков компромиссов на достижение военной победы Украины. Тем не менее, поставки ограниченных партий военной техники, которая к тому же требует обучения личного состава, не смогли переломить ход боевых действий.
Ну, а что Москва
Тем временем она стала осознавать, что быстрой победы в Украине добиться не удастся. Для этого нужны людские ресурсы, а проведение частичной мобилизации рассматривается по политическим соображениям, как крайне нежелательная мера. В результате ВС РФ перешли к новой тактике. Они медленно «прогрызают» украинскую оборону в Донбассе и «переламывают» украинскую армию на юге страны. Подобная тактика привела к затягиванию боевых действий.
Что с санкциями Запада
Конечно, они создают проблемы для России, особенно в долгосрочной перспективе. В свою очередь экономические санкции ударили по Западу как бумеранг, создав угрозу топливного и продовольственного кризиса уже в ближайшее время. России подобное не грозит.
В этой связи на Западе вновь возрождается «партия мира», которая призывает к достижению некого компромисса с Москвой. При этом сейчас Киев отрицает любые из них, даже возвращение к положению на 23 февраля. Боевой дух личного состава ВС Украины и готовность населения к продолжению войны сохраняются. Для киевского режима согласие на территориальные уступки будет означать сейчас политическое самоубийство.
Что можно ожидать
В нынешних условиях вряд ли Киев и Москва сумеют о чем-нибудь договориться. Очевидно этот конфликт имеет только военное решение. В качестве примера вспомним события в Нагорном Карабахе.
Для Украины успехом будет остановка наступления российской армии и возможное вытеснение ее с уже занятых территорий. Для достижения этой цели требуется наращивание поставок западных вооружений.
Если же тактика «прогрызания» и «переламывания» будет продолжена, то Киеву и объединенному Западу придется задуматься о поиске компромисса, на который согласится Москва. При этом Лондон и Вашингтон заявляют, что территориальные вопросы должен решать сам Киев.