В конце 80-х годов на базе автозавода им. Лихачева началась реализация разработок советского премиум седана для элиты.
Сама идея создания представительского автомобиля для правительства вынашивалась еще с середины 60-х годов, реализовывались они в различных моделях от ЗИЛа.
Но тогда уровень машиностроения в СССР не мог реализовать смелые планы. Автомобили получались громоздкими и мало соответствовали статусу правительственных.
Решить задачу была призвана модель ЗИЛ-4102. Разработка данного автомобиля началась в 1982 году, и все дизайнерские решения были абсолютно новыми.
Впоследствии, создатели автомобиля решили использовать элементы от ЗИЛ-41047. Одним из источников вдохновения инженеров стал специально купленный для исследования Rolls-Royce Silver Spirit.
Дизайн и технические характеристики
Кузов и салон ЗИЛ-4102 должны были стать синонимом комфорта и респектабельности.
Салон вмещал 4 человека – водитель и рядом сидящий охранник, а сзади 2 пассажира, персоны высшего уровня.
Задние сидения имели регулировку с помощью электропривода, а также были оснащены откидными упорами для ног.
Дополнительными удобствами для пассажиров служили две климатические установки, цифровой тюнер, акустическая система на 10 динамиков, компьютер для диагностики состояния автомобиля, информационный дисплей. И все это в конце 80-х годов.
Салон получил отделку из велюра и светлой кожи, красовались вставки из лакированного дерева, пол был отделан ковролином.
Технически ЗИЛ-4102 был также весьма неплох. Силовая установка – V-образная «восьмерка», которая имела 315 лошадиных сил мощности и объем в 7,68 литров.
Желанной «сотни» автомобиль достигал за 10,5 секунд. А вот расход топлива выглядел угрожающе по своевременным меркам – от 18 до 21 литра на 100 км.
Коробка передач – автоматическая. Многие основные системы и электро-системы дублировались для предотвращения критической поломки.
Судьба ЗИЛ-4102
Выпущено было два экземпляра советского премиального автомобиля, которые моментально в народе получили прозвища «Мишка и Райка».
После проведенных испытаний и негативного отклика от народа, проект ЗИЛ-4102 лишился государственного финансирования, а после и вовсе был закрыт.
Официально, именно этот проект стал последней подобной разработкой для СССР. В России в 2018 году преемником правительственных ЗИЛов стала модель представительского авто под названием «Кортеж».