Найти тему
Азбука-Аттикус

Зачем читать новую биографию Киану Ривза

Киану Ривз — известнейший голливудский актер, гранжевый басист, знаток мотоциклов и мем во плоти. Этот человек побывал путешественником во времени, косноязычным подростком, безумным ученым, цифровым мессией, усталым киллером…

Киану Ривз — безусловная легенда. Он живет и играет вопреки всем традициям звездности и неизменно остается объектом всемирного, хотя и слегка иронического обожания.

Лос-анджелесский журналист Алекс Паппадимас изучил всю фильмографию Киану Ривза и узнал о нем все что можно знать, не будучи самим Киану Ривзом. Итогом этих стараний стала книга «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни». Мы прочитали ее и делимся пятью интересными фактами о любимом актере.

С детства в мире кино

Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»
Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»

В 1970 году, когда Киану было шесть лет, его мать выходит замуж за Пола Аарона, на тот момент начинающего театрального режиссера. Брак вскоре распадется, но Аарон будет поддерживать отношения с Киану: когда тот уже подросток, бывший отчим переключается на съемки игровых фильмов, и на некоторых из них Киану работает ассистентом продюсера. Аарон создает продюсерскую компанию с менеджерским отделом. Его коллега Эрвин Стофф становится менеджером Киану, в пятнадцать лет начинающего профессиональную актерскую карьеру.

К этому возрасту Киану уже точно знает, что хочет стать актером. В то же время он зарабатывает заточкой коньков, подрезает ветки и готовит пасту в итальянском ресторане. Здесь он дослуживается до менеджера, но бросает работу ради пьесы. У него дислексия. В обычной школе ему приходится трудно, и трудности продолжаются в нескольких театральных школах, которые он периодически меняет.

Но в 1984 году он получает первую роль в профессиональном театре «Пасс-Мюрай» в Торонто в пьесе под названием «Волчонок». В ней рассказывается об отношениях двух подростков, познакомившихся в психиатрической больнице. Киану — капитан хоккейной команды, выживший после попытки самоубийства, а его друг Карл Маротт играет мальчика, считающего себя оборотнем.

Долгожданный успех юного Киану

Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»
Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»

«Прорывом для него стали роли в "Опасных связях" и "Родителях", — скажет много лет спустя Эрвин Стофф, менеджер Киану того периода, о работах актера после фильма "На берегу реки", когда 80-м на пятки стали наступать 90-е. — Он нарочно не соглашался на главные роли, которые шли вразлад с этими фильмами, так как мы с ним считали, что будущее определят такие режиссеры, как Стивен Фрирз и Рон Ховард, и такие актеры, как Мишель Пфайффер, Свузи Кёрц и Джон Малкович. На тот момент в первую очередь нужно было покончить с главными ролями в подростковых фильмах. Я хотел, чтоб он сделал настоящую карьеру».

«Опасные связи» и «Родители» стоят особняком среди всего, что Киану делал не только до них, но и после. Рон Ховард не определит его будущее. В обоих фильмах главные герои — взрослые, которые относятся к Киану так же, как относился к нему и кинематограф того времени: как к полезному или обаятельному идиоту; эти роли — просто мостик, который ведет его дальше.

Несмотря на коммерческий успех «Опасных связей», Киану весьма неодобрительно высказался об этом фильме. В одном интервью журналист предположил, что Ривзу было некомфортно в этой роли, как и в целом в ролях, оторванных от современности, и после затяжной паузы актер ответит: «Ну да... к примеру, в "Опасных связях" туфли мне выдали только в первый день съемок. Думаю, это красноречиво говорит обо всем остальном».

Тоска по опере и сбывшаяся мечта

Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»
Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»

Сценарий Джеймса В. Харта «Дракула» Фрэнсису Форду Копполе принесла Вайнона Райдер. Коппола хочет снять этот фильм с Райдер в роли Мины Мюррей; на роль жениха Мины режиссер предлагает Джонни Деппа. Но когда студия Columbia Pictures говорит Копполе, что Депп недостаточно знаменит, режиссер советуется с Вайноной, кто, на ее взгляд, подошел бы на эту роль, и Вайнона предлагает Киану. Казалось бы, довольно важный вопрос о том, как Киану впишется в готический сюжет, судя по всему, ни разу не всплывает.

В детстве Киану на Хеллоуин наряжался в сшитый его мамой плащ графа Дракулы. Он обожает «Носферату» Макса Шрека — «с этими длинными пальцами Дракулы, с этими тенями, со всем этим внутренним устройством», — рассказывает он, и его восхищает необузданная игра Николаса Кейджа в образе укушенного вампиром литературного агента-яппи в «Поцелуе вампира».

В интервью 2005 года Киану рассказывал о съемках в «Дракуле» как о сбывшейся мечте: «Здорово было оказаться в этой среде: бегать по утрам, любоваться ночью звездами, заглядывать в исследовательскую библиотеку Фрэнсиса, проводить с ним время. Видеть, знаете, как Том Уэйтс поет "Waltzing Matilda" Вайноне, аккомпанируя себе на пианино, а Вайнона плачет. Это была прекрасная жизнь. Les enfants du paradis».

Хотя в другом интервью Киану будет потом рассказывать, как мучился от неуверенности в себе. Киану завершит съемки, считая себя слабым звеном фильма, и эта мысль станет для него тяжким бременем. «Я плохо сыграл в ["Дракуле"], — скажет он несколько лет спустя Дэвиду Ритцу. — Во мне не было жизни. Мои коллеги по фильму — Энтони Хопкинс, Вайнона Райдер, Гэри Олдман — играли с оперным драматизмом. А мне оставалась только тоска по опере».

Рок-группа Киану Ривза

Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»
Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»

В 1991 году, где-то между «На гребне волны» и «Дракулой», Киану создает группу. Все происходит совершенно буднично и типично по-голливудски. Однажды Киану заходит в супермаркет, видит там парня в майке команды «Детройт Ред Уингз» и заговаривает с ним о хоккее. Парень в майке — актер Роберт Мейлхаус. Но, познакомившись благодаря хоккею, Мейлхаус с Киану Ривзом сходятся не на почве актерского искусства, а из-за музыки. Мейлхаус играет на ударных. Киану поигрывает на басу. На том этапе Киану наконец бросил бродяжничать по отелям и снял в Лос-Анджелесе настоящий дом; там они и импровизируют с Мейлхаусом и Греггом Миллером, певцом и гитаристом.

Так начинается история Dogstar, профессиональной рок-группы, которая появляется на свет, а потом гастролирует по миру и выпускает два альбома на крупном звукозаписывающем лейбле. Тем не менее для Киану это просто способ отвлечься — во всяком случае, поначалу. Впрочем, Киану — не солист, а всего лишь басист. Стоит в сторонке, опустив голову, — просто некто в ритм-секции. Он совсем не стремится интерпретировать этот проект как расширение артистической сферы. Ни разу у него не возникает желания превратить музыку в свою вторую профессию. Он просто хочет играть музыку с друзьями, потому и создает посредственную группу, полируя ее посредственность тем, что ни разу не требует от публики признания их гениальности.

«Играем мы ужасно, — с удовольствием рассказывает он в 1993 году. — Сыграли уже раз десять, и, хотя кое-что уже подправили, все равно в гараже у нас выходит поприличнее. Но я считаю, лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть».

Группа просуществовала чуть больше десяти лет, отыграв свой последний концерт в 2002 году.

Мем «Грустный Киану»

Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»
Иллюстрация из книги «Киану Ривз: победы, печали и правила жизни»

Весной 2010 года папарацци Рон Асадорян сфотографировал Киану на Манхэттене, на скамейке рядом с какой-то стройкой, пока актер ел сэндвич. На снимке Киану одет в джинсы и серый блейзер. У его правого ботинка стоит одноразовый стакан с кофе или чаем, а на скамейке рядом лежат пакеты с продуктами. Мимо него на переднем плане идет голубь.

Вообще-то, Асадорян сделал несколько снимков Киану, запечатлев разные стадии поглощения сэндвича. На одной фотографии Киану смотрит на сэндвич, на другой он как будто выковыривает кусочек, застрявший между зубами. Но культовым становится первый снимок. Киану с набитым ртом. Чуть поникший, чуть удрученный.

23 мая 2010 года кто-то заметил снимок Асадоряна и выложил его на одном форуме. Первая реакция принадлежит анонимному пользователю, он пишет: «Типичный Киану, что же он выкинет в следующий раз!» Так в дискурсе культуры мемов впервые появляется изображение, которое вскоре станет известно под названием «Грустный Киану», а спустя несколько часов после первого появления снимка «Грустного Киану» впишут в более обширную мифологию Киану, связанную с Расширенной Вселенной Киану и его трагической предысторией.

В интервью каналу ВВС в 2011 году Киану задают вопрос на эту тему. «Вас окружает своеобразная мифология... будто вы грустите. Будто вы человек, которому приходится носить тяжкую ношу», — говорит журналист.

«Ну, это началось с того снимка папараццо», — отвечает Киану. Дальнейшее повсеместное распространение фотографии он называет «хорошим, невинным развлечением», уточняя при этом: «Хотел бы я, чтобы меня не сфотографировали, когда я ел сэндвич на улицах Нью-Йорка? Ага».

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.