Он появился на свет в тяжёлые годы Гражданской войны и застал времена новой капиталистической России. Чуть больше века вместила его богатая на события жизнь. Об этом можно создать целую книгу. А мы лишь вкратце перевернём страницы его жизни, вспомнив того, кто прошёл Великую Отечественную войну с первого до последнего дня.
Ваня Устинов родился в первый день 1920 года в небольшой деревеньке в то время Екатеринбургской губернии Советской России. До начала Великой Отечественной войны он успел окончить 7 классов школы (что было тогда вполне достойно), фельдшерско-акушерскую школу и поработать в исправительно-трудовом лагере начальником санитарно-медицинской службы.
С началом войны с Финляндией Ивана отправили в Свердловское военно-пехотное училище. Учиться было тяжело, поскольку большая часть занятий проходила в полевых условиях. Ивану, как привычному к лыжам и морозам в зимнее время «прикрепляли» учащихся с южных регионов, с которыми он изрядно помучился.
Выпускники училища получили свои первые звания и назначения 10 июня 1941 года. Ивану Лаврентьевичу Устинову следовало явиться в Минск, откуда его направили в Могилёв на курсы по подготовке военных разведчиков.
Через 4 дня, ночью, они уже жгли все важные документы во дворе школы. Началась война.
Через некоторое время Устинов был направлен в сторону Смоленска. Там недалеко от города расположился отдел военной контрразведки. Здесь впервые Ивана стали учить правильно общаться с людьми в боевой обстановке, заниматься вербовкой, работать с осведомителями. Через неделю ему стали давать первые поручения – обучать бойцов, большинство из которых не были военными, как пользоваться оружием и даже бутылками с зажигательной смесью.
Потом он прорвался всего с двумя бойцами в Вязьму, чтобы восстановить связь со штабом фронта, и вернулся назад. С этого времени фактически началась его жизнь военного контрразведчика.
После полумесяца тяжелейших боёв остатки 20-й армии стали отступать от Смоленска к Вязьме. Были колоссальные потери военного и мирного населения, пытавшегося уйти из-под бомбёжек. Благодаря разведке и отвлекающему маневру Устинову трижды за одну из ночей удавалось вывести из окружения вооружённых только стрелковым оружием солдат. Из примерно 600-700 человек прорвалось не больше половины. Но к ним постепенно присоединялись разрозненные бойцы, которым удалось вырваться из этого ада.
Стихийно сформированный отряд держал дисциплину и шёл в сторону Можайска. По дороге за ними всячески охотились мобильные мотоциклетные группы гитлеровцев. 27 суток непрерывных боестолкновений отряд шёл к линии фронта, то соединяясь с отдельными окруженцами, то снова теряя бойцов. Помогли продовольствием партизаны. Благодаря этому удалось вырваться к линии фронта. Во главе раненых, обмороженных и полуживых бойцов оставался только Иван Устинов. Всего их осталось 73.
Прошедших невероятный бросок отправили на отдых. Ивана Лаврентьевича назначили начальником штаба нового стрелкового полка, сформированного для обороны Москвы. В Волоколамске он впервые встретился с Рокоссовским. Во время бомбёжки, когда все офицеры штаба находились в окопе, он во весь рост стоял рядом с солдатом на открытом пространстве. Таких же правил придерживался и Устинов.
Когда в 1943 году образовался «Смерш», Иван Лаврентьевич стал его сотрудником автоматически. Никого ни о чём не предупреждали. Просто сказали, что с этого времени подчинение будет только своему командованию и высшее начальство – Верховный главнокомандующий.
Под Сухиничами Устинов снова встретился с Рокоссовским. Здесь командующий был ранен и его должны были отправить на самолёте в госпиталь. Устинов не сразу согласился его отправлять, поскольку никто из прибывшего экипажа и врачей не говорил по-русски. Оказалось, что это испанские коммунисты-репатрианты.
Бои шли за боями. Проходили командировки по заданию командования, работа с агентурой. Командиры практически любого уровня подчинялись офицеру «Смерша» беспрекословно.
Под Великими Луками Иван участвовал в расследовании и фиксировании преступлений нацистов в отношении мирных жителей. Потом руководил «Смершем» по тыловым частям. Затем готовил особый полк танкистов для взятия Кенигсберга.
Особенно тяжело было бороться с агентурой в Литве. Там очень мешали и местные, которые часто устраивали облавы на обозы и убивали советских офицеров. Не оставляли своих попыток внедрения агенты абвера даже тогда, когда брали города Германии.
Уже в Кенигсберге Устинов активно занимался подготовкой зафронтовой работой. К этому времени почти во всех действующих школах абвера работали советские разведчики. Внедряли и агентов-женщин.
Уже после войны, когда в 1946 году «Смерш» прекратил своё существование, Устинова перевели в особый отдел. Он закончил Академию КГБ. Служил в разных географических точках страны и социалистического зарубежья.
В 1989 году сумел разоблачить в Госплане агента германской разведки. Задержали его прямо в аэропорту перед вылетом, со всеми украденными документами. Это стало последним делом Ивана Лаврентьевича. В 1991 году он вышел в отставку генерал-лейтенантом КГБ.
Именно он уже в наше время с высоты прожитых лет скажет об активно оплёвываемом тогда Сталине: «Культ может и был. Но была и личность».
В активе наград военного контрразведчика 7 орденов, 17 наград иностранных государств и множество медалей. Самыми дорогими из них Иван Лаврентьевич называл «За оборону Москвы», «За отвагу» и «За боевые заслуги». Он же отмечен высшей ведомственной наградой «Почётный сотрудник госбезопасности».
Иван Лаврентьевич ушёл из жизни в конце января 2020 года, успев перешагнуть свой столетний юбилей.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.