В начале 1930-х гг. Тухачевский решил дать Красной Армии новое оружие, оно было легкое, но мощное. В 1920-х гг. активно шли работы над различными видами безоткатных орудий, в жесткой конкурентной борьбе смог победить Леонид Курчевский, который предложил просто обрезать ствол пушки по затвор и установить сопло Лаваля.
Для пехотинцев и артиллеристов Красной Армии Курчевский создал целую линейку орудий.
Закажи по моей ссылке бесплатную дебетовую карту надежного Альфа банка и получи кэшбэк до 33 % у партнеров банка.
Конструктор создал два 37-мм противотанковых орудия: 37-мм РК малой мощности и 37-мм РК большой мощности. Весили они 28 и 32 кг соответственно. Длина ствола - 1220 мм и 1250 мм. Лучшая баллистика была у 37-мм РК БМ.
Оба орудия стреляли с треноги. Стрелок лежал рядом на земле, в принципе можно было стрелять с плеча, но это было неудобно. Система была не разборная, на поле боя переносилась вручную.
Стреляли пушки унитарными патронами с бронебойными снарядами с взрывателями МД-4. Гильза была из сгорающей ткани, весом 20,4 г. В основании патрона находилось деревянное донышко, при выстреле оно раскалывалось и его осколки вылетали через сопло.
Пять патронов располагались в надствольном цилиндрическом магазине, еще один был в стволе. Заряжание производилось с дула. Патрон с помощью механической системы двигался вперед по магазину, потом падал в лоток перед стволом и досылался в канал ствола.
Поскольку гильза часто полностью не сгорала, снаряд клинило, в худшем случае мог разорваться ствол. Матерчатая гильза рвалась и деформировалась, досылатель ломался и т. д.
В 1932 - 1933 гг. изготовили около 30 РК ММ, которые использовались в войсках для учебных целей.
В конце 1932 г. спроектировали РК БМ, в октябре 1933 г. прошли войсковые испытания в московской Пролетарской стрелковой дивизии.
Валовое производство РК начали в 1932 г. на заводе № 8, где оно получило заводской индекс 14К. В 1932 г. было заказно 325 РК, а завод № 8 сдал только 44. В 1933 г. заказали 360 РК, а произвели 48.
В 1934 г. ленинградский завод № 7 (сейчас ПО "Арсенал", бывший завод им. Фрунзе) получил заказ на 500 РК, а выпустил только 70. В 1935 г. заказали 250 РК, а сдали 17.
План хронически не выполнялся, это было связано с большим процентом брака и постоянными изменениями вносимыми Курчевским в конструкцию.
РК ММ на дистанции 300 м пробивало броню под прямым углом толщиной 16 мм, а РК БМ - 20 мм. Причем снаряд РК ММ на дистанции 200 - 300 м снаряд не пробивал броню насквозь, а выбивал пробку и застревал в ней.
Стрелять и транспортировать РК было неудобно, скорострельность была 5 - 6 выстрелов в минуту, вместо обещанных 10 - 12. Пушки давали частые отказы. Из-за всего этого и также плохой бронепробиваемости РК БМ с вооружения Красной Армии сняли в 1935 - 1936 гг.
На бумаге остались 45-мм противотанковое ружье и 76-мм противотанковая пушка.
Предпринимались попытки модернизации 37-мм РК БМ, в 1935 г. треногу заменили на колесный лафет Соколова от пулемета Максима. Ствол крепился на место пулемета. Патроны и система заряжания осталась без изменений.
Система могла разбираться на ствол с магазином, станок и щит и могла переноситься вручную. Ствол было нести неудобно. 1-2 номера расчета могли катить систему на колесах. Щит остался, но толку от него было мала, так как наводчик стоял на коленях, а другой номер мог лежать, но перпендикулярно орудию.
37-мм РК на колесном станке в 1935 г. проходила полигонные испытания в объеме 356 выстрелов, без испытаний возкой.
Испытания выявили неудовлетворительную меткость, 12 отказов досылателя, 19 случаев утыкания патрона, 16 перекосов лотка, 2 раза патрон выпадал из лотка в момент заряжания.
Неудовлетворительно работало стреляющее приспособление. Согласно заключению комиссии система полигонные испытания не выдержала.
Не прошли испытания 37 - 100-мм авиапушки, они показали бесперспективность тряпочных патронов и систему дульного заряжания Курчевского.
В 1937 - 1938 гг. конструкторы завода № 8 провели коренную модернизацию 37-мм РК БМ, которая получила название "37-мм пушка ДР завода № 8".
Тряпичную гильзу с деревянным донышком заменили на латунную с пластмассовым. Заряжание осуществлялось с казенной части, как у обычной пушки. Для этого ввели клиновой четверть автоматический затвор, жестко соединенный с соплом. Он открывался вручную, а после подачи патрона затвор сам закрывался. Ствол остался на пулеметном станке, но уже без бесполезного щита.
В боевом положении пушка передвигалась на колесном станке 1 - 2 бойцами. На испытаниях было пройдено 2 км за 40 минут. Боекомплект носился в брезентовых ранцах по 10 патронов.
В августе 1938 г. 37-мм система ДР вместе с 7 другими системами прошла полигонные испытания в Московской области на Научно-испытательном полигоне стрелкового вооружения РККА (НИПСВО).
Несмотря на то, что ДР пробивала 20-мм броню на 500 м под углами от 0° до 25°, на вооружение ее не приняли.
Для вооружения стрелковой роты Курчевский разработал 76,2-мм легкую мортиру (ЛМК). Ствол был ребристый, заряжание с дула, подъемный и поворотный механизм винтовые, колеса сплошные дисковые.
Курчевский не знал, что он не мортиру разработал. Мортиры стреляют под углом от 45°, а его "мортира" могла стрелять только под углом не выше 43°. Да и то действие раскаленных газов было опасно для расчета. Для стрельбы из мортиры использовались опытные легкие снаряды весом 3,2 - 4 кг. Выстрел унитарный. Заряд 320 г пороха ВЛ помещался в сгораемую гильзу из нитроткани с деревянным поддоном. Длина гильзы 112 мм.
На полигонных испытаниях было сделано 102 выстрела. В 1930 г. завод № 7 получил заказ на 100 ЛМК, но заказ был сорван. В 1933 г. завод № 8 изготовил 9 ЛМК, по результатам испытаний в московской Пролетарской стрелковой дивизии выяснилось, что скорострельность 8 выстр/мин, а не 10 - 12. На дальности 1 400 м рассеивание 150 м.
На вооружение ЛМК принята не была.
В конце 1931 г. Курчевский спроектировал 76-мм батальонную пушку БПК, ствол пушки сделали ребристым для улучшения теплоотдачи при стрельбе. Крутизна нарезов постоянная. Заряжание с казенника. Затвор соединен с соплом и сдвигался при заряжании вместе с ним. Подъемный и поворотный механизм винтовые. Станины сначала были трубчатые, потом из углового профиля.
Боекомплект БПК: старая русская граната 6,5 кг, длиной 4,04 калибра, осколочно-фугасная граната 124 (позже ее назовут ОФ-350) весом 6,23, длиной 4,7 калибра, осколочно-фугасный снаряд 3421 (специально созданный для БПК позднее ОФ-343) весом 4,715 кг, длиной 3,95 калибра.
Патроны к БПК были в латунных гильзах с отверстиями в дне и сбоку. Они были закрыты деревянными (березовыми) или картонными донышками. Использовались гагатовые донышки, но они давали крупные осколки.
В январе 1933 г. были произведены стрельбы из БПК 76-мм оперенными минами. Огонь велся под фиксированным углом в 45°. В ходе стрельб максимальная дальность составила 1145 м. Часть мин взрывалась в полете, у некоторых мин отлетали при стрельбе стабилизаторы. Испытания БПК как миномет не прошла.
После прохождения войсковых испытаний пушка БПК была принята на вооружение постановлением Реввоенсовета от 16 августа 1932 г. Стоила единица 10 тыс. рублей, ее производили на трех заводах. В 1933 г. должно было быть выпущено 200 орудий, фактически произвели 77. В 1934 г. один завод прекратил выпуск орудий, а два оставшихся должны были произвести 503 пушки, но собрали только 219. В 1935 г. план сократили до 256, но выпустили не менее 188.
БПК имела неудачный лафет, он был легкий, но не прочный, также не был не разборный. В 1933 г. трубчатые станины стали менять на угловые профили, но и "упрочненные" лафеты разваливались при буксировке БПК со скоростью 5 - 10 км/ч по булыжной мостовой. Нужно было создавать подрессоренный лафет. Но стоимость БПК уже сравнялась со стоимостью дивизионной пушки обр. 1902 г.
На 1 ноября 1936 г. в РККА состояло 398 исправных БПК, 2 учебных и 7 неисправных. К концу десятилетия БПК с вооружения сняли.
На базе БПК Курчевский создал 76-мм горную пушку, она прошла испытания и была заказана в 1935 г. заводу № 7 в количестве 30 штук. Но предприятие не изготовило ни одной, из-за того что Курчевский не представил чертежи и эталонный образец.
В 1935 г. Курчевский намеревался создать 107-мм горную гаубицу ГПК-107, в том же году планировали изготовить два опытных образца.
Для вооружения разведотрядов и "стратегической конницы" в начале 1931 г. была спроектирована 76-мм мотоциклетная пушка МПК. Заряжалась пушка с казенной части. Подъемный и поворотный механизм винтовые. МПК могла стрелять из двух положений: верхнего и нижнего.
МПК могла стрелять штатными снарядами от 76-мм дивизионных пушек, как дальнобойными, так и дореволюционными. Для нее разработали легкий осколочный и бронебойный снаряды. Для всех снарядов использовался одинаковый штатный заряд 950 гр. пороха ПКО. У гильзы расточили дно и проделали боковое отверстие для капсюля, на фланце сделали выточку для шпонки на экстракторе. Дно гильзы закрыли деревянным поддоном.
Для стрельбы приходилось совмещать вырез на фланце гильзы со шпонкой на выбрасывателе для совмещения запального отверстия в стволе и гильзе.
Что касается бронепробития, то 30-мм цементированная плита с 1 000 м проламывалась целым снарядом.
В 1932 г. МПК проходила испытания в Московской Пролетарской стрелковой дивизии и 4-й кавалерийской дивизии. Пушка при выстреле подпрыгивала, порох сгорал неполностью и затвор заедал.
На вооружение система была не принята, потому что базовый "Харлей Давидсон" создавался как полицейский мотоцикл и обладал малой проходимостью.
Всего произвели 22 МПК, а сдали заказчику 14.
Для мотомеханизированных частей в начале 1932 г. Курчевский создал 76-мм самоходную пушку (СПК). Она устанавливалась на трехосном легковом автомобиле "Форд", иногда ее называли СУ-4.
Ствол пушки был устроен одинаково с 76-мм МПК. Баллистика и боекомплект такой же как и у МПК. Первый образец щит не имел, позже он появился.
Тумба с пушкой снималась с автомобиля и могла вести огонь с грунта. Максимальный угол возвышения без подкапывания составлял 19°-30°. У "Форда" были две ведущие оси. Для улучшения проходимости на задние колеса надевалась легкая съемная гусеница. Без гусениц по шоссе автомобиль с пушкой развивал скорость до 90 км/ч. С автомобиля скорострельно составляла до 10 выстр/мин. Было сделано несколько выстрелов с ходу при скорости 15 - 20 км/ч.
При стрельбе с автомобиля угол горизонтальной наводки вперед и вбок составлял 240°.
Испытания были завершены летом 1932 г. Войсковые испытания СПК проходили в московской Пролетарской стрелковой дивизии и 4-й кавалерийской дивизии, по результатам которых СПК приняли на вооружение кавалерийских и мотомеханизированных частей.
Всего выпустили несколько десятков СПК, известно, что к 1 ноября 1936 г. на вооружении РККА состояло 85 годных СПК.
В ходе Зимней войны 1939 - 1940 гг. финны одну установку захватили и она находится у них в музее.
В начале 1932 г. Курчевский спроектировал 152-мм полковую мортиру на шасси трехосного автомобиля. Конечно это была не мортира, а ДРП, но с таким названием конструктор пытался влезть в систему артиллерийского вооружения РККА.
Заряжание производилось с казенной части, воронка при этом сдвигалась. Ствол был установлен на легкой тумбе в кузове грузовика. В качестве шасси использовались автомобили "АМО-6" и "Форд".
Для 152-мм ДРП изготовили 2 500 фугасных снарядов 4637 и 1 000 специально сконструированных снарядов.
Весной 1933 г. на полигоне "Выстрел" в Кунцеве испытали 152-мм ДРП Курчевского с заряжанием с дула с улучшенной баллистикой и надствольным магазином. Ее установили на трехосном "Форде". Эту ДРП Курчевский назвал "гаубицей".
Испытания показали, что стрелять можно только с места, платформа требует создания упоров в грунт. Целесообразно установить 152-мм "гаубицу" на более мощный автомобили, к примеру ЯГ-5.
В 1935 г. Курчевский должен был разработать опытный образец СПК-152 на шасси автомобиля ЗИС-6.
Все проекты 152-мм ДРП Курчевского не поступили на вооружение и серийно не выпускались.
Курчевский замахнулся и на 305-мм калибр. В 1930 г. завод "Большевик" должен был изготовить 305-мм мортиры (ДРП) Курчевского и 50 снарядов.
В марте 1932 г. прошли испытания мортиры. Заряжалась она с дула чугунным ядром. Систему решено было установить на 5-тонный автомобиль. 250 кг снаряд достиг начальной скорости почти 500 м/с.
Эта мортира так и осталась макетом орудия.
В 1933 - 1934 гг. Курчевский разработал новую 305-мм самоходную полевую гаубицу Курчевского (СПГК), за проект конструктор получил 700 тыс. рублей.
Ее испытания прошли неудачно и в 1935 г. Курчевский хотел разработать опытный образец 305-мм гаубицы СПГК-305. Ее хотели поставить на опытный трехосный грузовик Я-8-5 с двигателем мощностью 102 л. с. К 1 января 1936 г. 305-мм гаубица достигла готовности в 98 %.
Теперь поговорим о противотанковых пушках Курчевского.
Их он решил устанавливать на танки и бронеавтомобили.
Бронеавтомобиль БАИ получил 37-мм противотанковую пушку РК БМ. Ее ставили в штатную башню бронеавтомобиля, весило орудие только 44 кг. Курчевский просто мастерски рекламировал свою пушку и поражал всех просто нося орудие у себя на плече.
Как и ожидалось углы наведения ДРП были крайне малы. Да и стрелять из пушки было невозможно, из 11 снарядов 8 попали в цель, но боком, так как их полет был неправилен и это с дистанции 250 м.
Во время испытаний были отказы в заряжании, снаряд не доходил до положенного места или отскакивал. Часто приходилось его "доколачивать" с дула. С ходу стрелять было невозможно.
Комиссия отметила малый угол вертикального наведения. Хотя теоретически можно было установить в башне БАИ 76-мм пушку Курчевского, но и ее угол вертикального наведения сделал был машину небоеспособной.
76-мм пушки Курчевского получили танкетка Т-27 и танк Т-26.
Танкетка получила модернизированную авиапушку АПК-4 и ее же снаряд. Заряд располагался в сгорающей нитротканевой гильзе. Унитарный выстрел закрывался деревянным поддоном, куски которого после выстрела вылетали через сопло. Заряжалась пушка с дула. В надствольном магазине было 4 выстрела и один помещался в стволе. Танкетка могла перевозить 30 выстрелов.
При проведении стрельб 40 % снарядов приходилось досылать шомполом, произошло 6 отказов из-за недосылки.
После устранения неисправностей танкетка Т-27 была повторна испытана 11 июня 1933 г. В июле 1933 г. начались испытания стрельбой и возкой в Ленинграде. Скорострельность составила 6 - 7 выстр\мин, посмотрели результаты стрельбы и по ним стало ясно, что по сравнению с 76-мм полковой пушкой обр. 1927 г. ДРП Курчевского была ничем не лучше классического орудия.
Весной 1934 г. на Кунцевском полигоне прошли очередные испытания Т-27 с ДРП, к тому времени она получила название ТПК-27.
В ходе стрельб из-за двойного заряжания пушка взорвалась и у нее разорвало ствол. Один человек погиб, а другой ранен. Танкетка сделала 44 выстрела и не добилась ни одного попадания. Осечек было пять и один снаряд упал в 3 - 4 м от дульного среза.
Работы по ТПК-27 были прекращены.
Легкий двухбашенный танк Т-26 получил 76-мм пушку Курчевского в правой башне. Конструктивно орудие было выполнено как и АПК-4, но имела более длинный ствол и сопло.
Углы наведения были получше, причем пушка за габариты танка не выступала.
Пушка давала частые отказы, приблизительно в 50 % случаев.
Танк на вооружение принимать не стали. Возможно посчитали, что вырывающаяся назад струя раскаленных газов поразит свою же пехоту. А она вылетала аж на 50 м.
Обошлись без Курчевского, в середине 1933 г. появились Т-26 с одной башней и 45-мм пушкой 20К.
Для БТ-5 Курчевский разработал 152-мм мортиру ДРП, работы по ней остались на стадии рабочего проектирования.
Как видим для армии Курчевский смог создать только один более-менее рабочий образец. Который в конце концов списали из армии.
То есть вся линейка ДРП для сухопутных войск оказалась бесперспективной.
Перевооружить ими армию было невозможно, возможно просто Курчевский зарабатывал на создании все новых и новых "мортир" и "гаубиц" для Красной Армии. А то что из них стрелять нельзя, это его слабо интересовало.
Спасибо за прочтение.