Сейчас прочитаю вам описание и перейду к разбору
Будет описание психологических портретов Геров, посмотрим кому из них показано заниматься психотерапией, а кому не поможет. Так же сделаю разбор созависимом системы на примере семьи Утеккеров.
Молодой англичанин Джон Уитэкер страстно влюбляется в сексуальную американку Лариту. Бурный роман, горячие простыни, скорый брак и нежный медовый месяц с романтическими коктейлями на побережье… Но, выходя замуж, Ларита даже в страшном сне не могла себе представить, какое будущее ее ждет. Оказавшись в классическом чопорном английском доме, избалованной красотке приходится выдержать смертельную схватку… со свекровью, которая ну никак не может мириться с легким поведением своей невестки.
Фильм просто кладезь для рассмотрения как важно выбирать себя, быть в контакте со своими чувствами, не обманывать себя, даже когда все вокруг, и твой любимый в частности, говорят «тебе показалось»… фильм про любовь, про отношения мужчины и женщины, про детско-родительские отношения, непройденную сепарацию и удерживающую все и всея семейную систему, ядром которой является всепоглощающая чёрная дыра в виде матери семейства, но про систему позже.
Начну с Миссис Утеккер - классическая нарциссиха, придумала себе свой мир и живет в нем не оглядываясь по сторонам, не сверяется с реальностью.
Другие люди для неё пешки, что должны соответствовать ее ожиданиям и тем, ролям, что она им придумала
Некоторых ролей в ее жизни нет и Ларита попросту в придуманную ею жизнь не вписывается, ибо там нет места ярким, свободным и самодостаточным женщинам.
Вероника эмоционально тупа, у неё нет эмпатии, чувств своих и других людей для неё не существует.
Ей не интересны люди - у неё есть план и все вокруг должны его придерживаться.
Она хотела владеть и контролировать - семьей, детьми, слугами: детей замуж и женить, тем самым укрепить свою власть и богатство. Дети, ее род, поместье и страна для неё - нарцисические расширители. За счёт них она чувствует себя более значимой и важной, так как сама из себя ничего не представляет. Постоянно на этом делает акцент «страна эмигрантов, да этот стул старше, чем страна из которой ты родом» говорит она Ларите, пытаясь задеть и унизить тем, что сверх важно и значимо для неё.
Сама из себя она ничего не представляла, по этому ей так важны были все внешние атрибуты богатства, роскоши и власти.
Как она выстраивает отношения:
Все должны ей подчиняться, а кто не подчиняется она будет манипулировать через жертвенность «я такая бедная несчастная, всю жизнь посвятила семье, а вы все неблагодарные, муж не любит, дети не ценят…
Я буду рассматривать семейную систему Утеккеров как созавтстмую систему, где есть объект зависимости, есть зависимые, есть созависимые.
Созависимая система создаётся из людей, имеющих зависимости.
Главной зависимой я буду рассматривать саму Веронику, а ее зависимость (эмоциональную) от идеи образа идеальной аристократической семьи.
Ее идеальный образ, ее идея - семья во что бы ей это ни встало, идеальная картинка, идеальный фасад, что происходит внутри на самом деле - не важно, главное благополучный образ.
Ее зависимость встроена на уровне витальной потребности - убери этот образ из ее жизни, самой Вероники не будет существовать, без этой идеи она никто, это идея необходима ей как воздух.
Эта идея - смысл ее существования, она готова пожертвовать детьми, их судьбами, их ментальным здоровьем (ее дочери явно не здоровы), лишь бы сохранить этот фасад.
Она и все остальные челны семьи, кроме ее мужа, делают вид, что никаких проблем не существует.
Вероника не видит реальность, делает все, чтобы ее не замечать, ведь идея для неё важнее, дороже. Идея - ее несущая конструкция, как воздух, как свет, как еда, как сон.
Ее муж никогда ее не любил, он и ушёл от неё, но вопреки этому, чтобы сохранить видимость семьи, воспользовавшись его слабостью (у него свои потребности жить в нелюбви) вернула его в семью.
Так как в парных романтических отношениях она не реализовалась - она, как типичная несчастная женщина сделала ставку на сына. За сына она держалась мёртвой хваткой. Чтобы тот ни в коем случае не почувствовал волю и не пошёл по следам отца «позорить» семью. Его она похоже не скажу что прям любила, нарциссы на это не способны, но свободы у него было явно больше «свет в оконце же все таки и мамина радость»
Воспитывала она его «под себя» и с самого рождения подпитывала его чувство вины, чтобы в час Х выиграть битву с той, кто покусится на ее «розочку, что мама для себя растила»
Женщина, которая не реализовалась в своей жизни всегда будет ненавидеть ту, кто живет по своему сердцу. Так и произошло с невестой, той что покушалась на ее самое дорогое - на сына.
То поведение, которое демонстрирует Вероника, не подвластно коррекции и психотерапи, ибо такие как она до терапии не доходят ибо виноваты все вокруг, она - в белом пальто. Всегда.
Единственный, кто возможно мог бы хоть как то вернуть ее в реальность это ее сын джон, если бы тот начал заниматься психотерапией, и довольно жестко начал бы с ней взаимодействовать, из серии «я взрослый мужчина и люблю эту женщину, не будешь относиться к ней уважительно, не увидишь больше не меня, ни своих внуков»
Возможно она бы за такое лишила его всего наследства, манипулировала бы на чувстве вины, своим здоровьем итд
Но через лет 10 возможно, что то бы и подменялось.
Ее муж, мистер Утеккер, в первой части фильма вызывает лишь жалость и раздражение, ибо «раз ты такой умный, почему ты такой бедный» под бедным я здесь имею ввиду не финансовое положение, а смирение жить в нелюбви, отсутствии уважения и постоянном унижении.
Он Пассивно агрессирует, стебет жену, подсвечивает ее нарциссичускую сучность, разоблачает ее игру.
Она делает вид, что не слышит, игнорирует его и его подколы.
Ларита проникается к нему интересом, ведь реально нормальный мужчина, образованный, не занимается лицемерием и не играет в игру благочестия своей жены.
Далее он раскрывается, он видит Лариту, женщину, которая живет по-другому, ключевое здесь ЖИВЕТ, в отличие от него, он понимает, что он такой не один, видит как та бунтует и не подстраивается под систему, она пробуждает в нем жизнь, возвращает ему интерес к жизни.
Мы узнаём, что он был на войне, но не погиб, в отличие ото всех остальных. Мы видим в нем огромной количество чувства вины, которое не проработано.
Его психика не переработала весь тот ужас, через который он прошёл и ему не с кем было это обсудить, ведь в семье об этом не говорили, ведь проблемы не существовало.
Он хотел погибнуть, как те солдаты, которых он повёл в бой и не смог спасти. Он хотел погибнуть, уничтожить себя, разрушить и пошёл делать это доступным ему способом: алко, притоны, разгульная жизнь, он пытался убежать от себя, от разъедающей его вины.
Но его жена вернула его в семью, он решил, что жить в нелюбови с такой женщиной в унижении тоже подойдёт. Идеальная схема саморазрушения, по сути, он и не жил вовсе, а доживал свой век, отбывал наказание, что не смог спасти своих подопечных.
Жена обесценила его в глазах детей, слуг, во всей деревне к нему относились с пренебрежением.
Он бы мог прожить чудесную жизнь и после войны, если бы обратился к психотерапевту и проработал бы своё чувство вины и превратил свою личную драму в личную философию… прошёл бы сепорацию, вспомнил бы о своих талантах, устроился на работу и жил бы в своей среде, где ему интересно, где сего вдохновение, построил бы счастливые отношения, где бы его любили, ценили и уважали.
Ларита - красивая зрелая девушка, знает свою красоту, не просто знает, а проживает ее телесно, в ощущениях,
Проживать себя в гендере - это телесно ощущать себя привлекательной женщиной и получать от этого удовольствие, что мы и наблюдаем.
Девушка достаточно зрелая, это мы видим по тому как она проживает свою привлекательность и сексуальность, ещё в том, как она отстаивает себя, как просит о поддержке и защите своего мужа «словами через рот» без намеков и манипуляций и «сам догадайся почему я обиделась»
Ларита женщина опытная, видно, что она прошла много сложностей и испытаний, прежде, чем стать такой, какой мы ее видим на экране. Это и сложный брак со взрослым мужчиной и его болезни. Через все эти сложности она прошла, прожила эмоционально и ассимилировала этот опыт, сейчас он часть ее жизни, она от него не открещиваешься и не считает ошибкой.
Присвоенный опыт даёт ей ощущение ценности себя, понимание кто она есть и какого отношения к себе достойна, на меньшее не соглашается.
К тому же она не высокомерная зазноба, которая ставит ультиматумы «либо так, либо никак» она действительно была влюблена в Джона и хотела понравиться его семье. Она готова была на компромисс и диалог, если бы он был построен на уважении.
Ларита - соблазнительница, но ее сексуальность осознана, она знает, когда она играет на неё, а когда можно и поговорить на чистоту. С женщинами она так же умеет выстраивать отношения, жаль что в фильме мы этого не увидели, ведь не все женщины были готовы ее воспринимать,
Самое ценное, что я увидела в Ларита, что говорит о ее зрелости - это умение признавать свою беспомощность, что не все ситуации ей подвластны. Она умела увидеть свои ограничения и принять тот факт, что ее муж достаточно инфантилен и его мать победила. Она поняла, что ей здесь места нет и что бы она ни делала - не появится.
Если бы у Лариты было токсическое чувство вины, как у ее мужа или мистера Утеккера, или неадекватное восприятие себя + неадекватное восприятие реальности происходящего - то она бы начала стараться ещё сильнее, чтобы понравиться
не признавала бы поражения и ещё больше бы старалась чтобы понравиться матери.
Ларита зрелая, как я уже говорила, она знает, что «чтобы поменять лампочку, лампочка должна быть готова меняться»… здесь все были не готовы, у них все было в порядке, по их субъективному мнению. Я имею ввиду мать и сына.
Сын Джонни - неокрепший наивный юноша, взрощенный соответствовать ожиданиям своей матери.
Он не похож на потерянного, нет, несмотря на своё воспитание ему хватило смелости противостоять матери и жениться без ее ведома, не на долго, но хватило.
Юноша, его даже сложно назвать мужчиной, наивен и безответственен.
Он наивно верил, что мать делает все для его блага и абсолютно не не умел брать ответственность, ни за свою жизнь, свои выборы, свою жену, семью, которую он вроде как намеревался строить.
Ему бы не помешала работа с психотерапевтом в сепарации с родителями, терапия про его взросление, зрелость и ответственность.
Слетели бы его розовые очки, он бы увидел что на самом деле делает его мать и что ею движет. Сделал бы выбор в пользу своей жены, принял бы ее с ее прошлым, а не просто как красивую девочку… понял бы что жизнь гораздо сложнее, чем он, выращенный с золотой ложкой во рту, ее представляет
С матерью бы начал выстраивать абсолютно другие взрослые отношения. Проводят бы ясные границы, возможно та лишила бы его оставшегося наследства, что более вероятно… НО у него была бы своя жизнь, своя жена, свои дети… возможно, он начал бы общаться с отцом, который на фоне общения с его женой хоть как то встрепенулся…
Джони воспитывался матерью, материнская фигура - это про все то, что находится внутри гнезда… ему явно не достаёт отцовской, чтобы появился интерес, а что там, я а пределами поместья… он вроде и вышел посмотреть, но не с интересом «а что я вообще могу» а так, чисто посмотреть, вот жену приволок… в надежде, что мать одобрит.
Без психотерапии у него есть все шансы повторить судьбу отца и прожить в змеином болоте и нелюбви всю свою жизнь. Он как и отец его один раз выпрыгнул из этого осиного гнезда, но не на долго… в другой раз ему это обойдётся сильно дороже. Ибо сейчас он молод и прекрасен, влюбляет красоток своим очарованием… позже, его инфантильность будет более очевидна и чтобы повторить подобное, ему придётся сильно повзрослеть и взять ответственность за свои действия и выборы, возможно, он будет это делать уже в статусе мужа и отца… сильно больше ответственности и зрелости ему понадобится… не факт, что ему это удастся, ведь у него был великолепный шанс с ларитой, а он его успешно проебал.
Софья, Соседка, милая приятная девушка, на первый взгляд… Соседка, на которой должен был жениться Джони… на первый взгляд кажется, что она действительно выбирала жить в деревне, этот был и размеренную жизнь…
При детальном рассмотрении, можно обнаружить, что София была поражена идеей о своей беспомощности, что вот для других, таких умный и красивых как Ларита… им положено жить как им зочется, блистать и
А такой как она - нельзя. Ей суждено остаться а этой деревне, выйти за муж за соседа и попасть под гнёт его мамаши…
Она, в отличие от всех остальных, тоже видела, что в семье что то не так, но предпочитала не думать об альтернативах, ведь для того чтобы что то менять и жить по зову сердца, нужно было бы противостоять системе… она эту ответственность тоже брать не желала. Ее и так все устраивало, что воля, что не воля….
Она умудрилась найти общий язык с ларитой, что удивительно… она была к ней довольно доброжелательна, но это первое время, дальше, если бы все так продолжалась и Ларита бы продолжала искать понимания и принятия, теряя авторитет в глазах мужа… София бы не раздумывая замутила бы с ее мужем за ее спиной… ведь он изначально но ее и только она может его понять.
Девочка она не глупая, но без амбиций и перспектив, Джону с ней можно будет выдохнуть, расслабиться, никуда не стремится, ведь ни у неё ни у него никаких амбиций и желаний нет.
Хорошая девочка
С пассивной обидой на джона
Нормальная женщина с чувством собственного достоинства нахер бы послала мужика, который ее не выбрал, а эта продолжала с ним поддруживать и вслух сожалеть о том, что у них ничего бы не вышло - попахивает манипуляцией
“Вот она никогда тебя не поймёт, а вот я…» муж будет под каблуком у неё, а она у его матери
София бы не помещала психотерапия, она помогла бы ей увидеть себя, ведь девочка она хороша собой и не дурнушка… в отличие от сестёр Джона. Обнаружила бы свои желания, отделилась от своего семейства и от Уитеккеров… нашла бы парня, в которого по настоящему влюбилась, может быть строила бы карьеру итд)
Дочери Вероники безнадежно потеряны, единственное что их ждало в жизни это замужество, и передача в другую семью, скорее всего к мужу тирану
От тираничной матери не много вариантов
но они настолько не в себе, что и это им не светит
СОЗАВИСИМЫЕ СИСТЕМЫ
Хочу рассмотреть как устроена созависимая система на примере семейства Утекеров.
Главной зависимой я буду рассматривать Веронику, миссис Утекер, а объект зависимости, на котором она торчала - идея об аристократической благородной семье, какой она должна быть.
Созависимая система не состоит из одного человека, она состоит из людей, у каждого из которых своя зависимость.
Муж, сын и София (та что соседка-невеста несостоявшаяся) - они зависят от идеи своей беспомощности, что они ничего не могут сделать и ни на что не могут повлиять… вот София точно по этой части… А мужа и сына Джона сюда могу определить в меньшей степени, ибо в них было больше чувства вины, (причём у каждого вина была своя: Джон ее впитал с молоком матери, а у его отца вина осталась после военных действий)… нежели идеи о беспомощности.
Эмоциональные зависимости по силе взаимодействия и силе удержания человека в зависимости - в разы сильнее, нежели наркотики, алкоголь, игромания и другие.
Зависимость Вероники я буду называть настоящей, такой ядерной, махровой… от которой она ни за что не откажется, забери у Вероники ее идею о семье, кто она без неё… никто!
Она функционирует только в контакте со своей идеей, со своей зависимостью, кроме идеи у ней ничего нет. Она необходима ей как воздух, она готова пожертвовать всем, даже детьми, лишь бы оставаться с этой идеей. Она всячески ее подкрепляет, не взирая на реальность.
Зависимость Вероники рассматриваю основополагающей ещё потому, что ее зависимость подкрепляет и усиливает зависимости остальных членов семейства. Она как всепоглощающая чёрная дыра, что стала лицом этой системы, она вовлекает и завлекает, затягивая в неё своими интроектами «кто ты без меня», «да кому ты там нужен», «без меня, семейства и родового гнезда - не выживешь», обещая ресурсы, власть и прочие блага…
Вероника стала лишь функцией поддерживающей всю систему.
Человека, ее личности там уже нет. Соответственно Веронику психотерапия уже не спасёт, там нет личности, нет своего Я, человека нет, собственно и работать не с чем.
Рассматривая систему Утеккеров с ракурса зависимости, вопрос, мог бы ее сын на неё повлиять, если бы пошёл в терапию - с этого ракурса, однозначно нет.
Послание созависимой системы, то что она транслирует, что обещает:
«Я все что тебе нужно, ты найдёшь здесь все, стой здесь и никуда не уходи. Больше нигде не найдёшь того, что тебе нужно, в мире этого больше не существует. Смотри какое спокойствие, вокруг полно таких же, как ты. Мы тебе все дадим, но завтра, ты только будь здесь, а завтра вае повторяется»
На самом деле, никаких благ в созависимой системе не существует, их попросту нет. Эта система не развивается и не может дать ничего кроме поддержки зависимости, что мы и замечаем в фильме: зависимость Вероники удерживает в идеи беспомощности всех остальных Утекеров. В созависимой системе нет никаких ресурсов, она способна только поглащать, при этом она создаёт иллюзию, что ресурсов и перспектив полно..
Если пытаешься уйти из системы - тебя начинают обвинять в неблагодарности, ведь вам здесь очень помогли…
значит ты теперь должен. Что и произошло с Джоном, когда тот решил все таки выбрать Лариту и покинуть семейное гнездо.
Когда человек разрывает контакт с объектом зависимости , для системы наступает неприятный момент: человек трезвеет. Наркотическое и алко опьянение ничто по сравнению с эмоциональным. Люди верят в невероятные идеи. Система сама стремиться стать главным объектом зависимости для человека.
Немного про идею бессилия, считаю, что на ней торчала София (соседка-невестка)… считаю, что она могла от этой зависимости излечиться, если бы проработала себя с психотерапевтом.
Зависимость от идеи бессилия - это поиск хорошего хозяина. Если есть хороший хозяин, больше и делать ничего не надо будет. Создаётся иллюзия, что обо мне позаботятся, дадут крышу над головой. Да возможно не ту, что я хочу, но с голоду не помру. Но все это враньё, ведь у системы у самой ничего нет.
Жизнь Софии, если она не будет брать ответственность за свою жизнь и взрослеть обречена на несчастье. Скорее всего она станет точно такой же как матушка ее ненаглядного, который вероятнее всего сопьётся или будет ей изменять, а она возьмёт ее роли и будет «держать лицо» утаивая свою боль, она на неё, в отличаемо Вероники, способна.
Нужно ли бороться с созавистмыми системами - нет. В этом нет никакого смысла, система сильнее и мощнее, чем один человек, она либо поглотит, либо разрушит.
Что сделала Ларита: у неё не было зависимости, коей она могла бы за систему зацепиться, а у всех остальных была. Ее система не принимала ещё и потому, что она не жила в дефицитах, розовых очках и ожиданиях, что «будет и на ее улице праздник» она сама создавала свою жизнь, в отличие ото всех остальных знала что такое ответственность.
Как выйти из зависимой системы:
Если зависимость настоящая - Никак. Система может только предать. Давайте пофантазируем, как бы это могло произойти с Джоном: он бы увидел и даже услышал как мать его на самом деле рассуждает, впечатлился бы этим и покинул семью навсегда и в неведомом для них направлении, без идеи о возвращении и налаживания контактов с матерью.
Просто так отцепиться от системы не получится, придётся рвать и зачастую это не веревочки, а целые канаты - будет больно
Грядёт абстиненция, затем человек превращается в маленького ребёнка, младенца, который должен не просто выстраивать свою жизнь с нуля, но и учиться саморегулироваться эмоционально
Во взрослом теле - эмоционально ребёнок, только представьте как это тяжело
Для зависимых специально созданы группы
Это для алко нарко и эмоционально зависимых
Так как в группе можно научиться эмоциональным реакциям и хоть как то совладать с миром и изучить нового себя и свои реакции
Важный момент - цена за пребывание в зависимой системе всегда будет расти: время, деньги, Здоровье, красота, молодость, жизнь
Это мы отчетливо наблюдаем в этом фильме…
Дорогие друзья!
Благодарю вас за внимание!
Вопросы и комментарии - приветствуются!