Найти тему
Дмитрий Компанец

САМОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕЛЕ от самолета ТКЕ52ПД1

Оглавление
Реле ТКЕ52ПД1 используются в различных климатических условиях, включая тропические
Реле ТКЕ52ПД1 используются в различных климатических условиях, включая тропические

Привет Вам Друзья моего канала! Я ни за что бы не стал просто переписывать характеристики этого, без сомнения замечательного реле, если бы оно меня не так сильно удивило рядом моментов...

1. РЕЛЕ С ВЕНТИЛЯЦИЕЙ

Вроде ничего необычного - подумаешь негерметичное реле! но только его ОТК и характеристики , по моему мнению, не подразумевают дырок в корпусе ! А тут целое вентиляционное окно.

Для крепления реле на шасси аппаратуры в чехле завальцованы специальные втулки с внутренней резьбой, на реле ТКЕ52ПД1, ТКЕ54ПД1 их по две, а на реле ТКЕ56ПД1 - четыре. Также на чехле имеется технологическое окошко для вентиляции.

Но ведь это специальное Авиационное реле ! Реле ТКЕ52ПД1 используются в различных климатических условиях, включая тропические, и при воздействиях механических нагрузок.

Возможно весь секрет кроется в контактных группах и их исполнении. Подвижные контакты состоят из контактных пружин с расклепанными на них подвижными контактами. Сами пружины запрессованы в пластмассовой колодке, которая закреплена на якоре при помощи клепок. Подводящие шинки выполнены из посеребренной латуни и так же, как контактные шинки неподвижных контактов, запрессованы в основание реле. Связь между подводящими шинками и контактными пружинами выполнена при помощи гибких медных проводников, которые одним концом приварены к подводящим шинкам, а вторыми - к контактным пружинам. Материал подвижных и неподвижных контактов – серебро.

Вроде просто серебро, которое должно окисляться в тропическом климате, но прекрасно сохранилось не потемнев за долгие годы.

2. РЕЛЕ С КЛАПАНАМИ

Вот уж чего, а клапанов в реле я еще не встречал до этого дня. Почитывая описание этого устройства военной систематики я обнаружил в описании ... ТКЕ56ПД1 состоит из магнитной системы, контактной системы, возвратной пружины, основания и чехла. Магнитная система реле клапанного типа и Ш-образной формы – состоит из магнитопровода, сердечника с обмоткой, развальцованного на магнитопроводе, и якоря, свободно сидящего на угольнике, приваренном к магнитопроводу.

Реле ТКЕ56ПД1 в разобранном виде
Реле ТКЕ56ПД1 в разобранном виде

Освободив реле ТКЕ56ПД1 от чехла (именно так называется этв часть), мы можем созерцать потроха из серебра, латуни и меди.

Встречаются реле с окрашенным в черный цвет чехлом или без окраски алюминиевого цвета. На чехле при помощи краски или выдавливания нанесены дата производства, тип и схема реле, логотип производителя, а также служебные знаки.

3. РЕЛЕ С МУЗЫКОЙ

Как правило, попытки усиливать или проигрывать звук с помощью реле выглядят весьма убого и смешно. Да некое подобие "Однобита" мы можем услыхать, когда подключаем реле обмоткой к усилителю звука. Но все эти правила относятся только к обычным реле, а вот ТКЕ56ПД1 сильно отличается в лучшую сторону.

Даже по оформлению это реле выглядит как старинная звуковая система или репродуктор

старинная звуковая система или репродуктор
старинная звуковая система или репродуктор

То самое вентиляционное окошко мне, почему-то, напомнило именно старые радиоточки

старинная звуковая система или репродуктор
старинная звуковая система или репродуктор

Так что не попробовать "озвучить реле" я просто не мог.
Попытка не пытка.... а вот результат оказался просто ошеломительный - реле через вентиляционное отверстие зазвучало тихо , но очень мелодично. Ни утюги ни электромоторы ни бритвы включенные в радиорозетку такого звука не выдавали.

Это , разумеется не ХайФай и не ХайЕнд, но качество звучания было не хуже стандартных головных телефонов типа ТОН-2 или ДЭМ.
Да и особо удивляться нечему - якорь, свободно сидящий на угольнике, приваренном к магнитопроводу, находится как раз напротив вентиляционного отверстия и при пропускании тока через обмотку реле вибрирует точно так как мембрана головного телефона. А звуковая волна сквозь сетку чехла реле проходит наружу.

Мне было еще чему удивиться, посетив интернет....

Цены на реле ТКЕ56ПД1 сильно большие и разные
Цены на реле ТКЕ56ПД1 сильно большие и разные

Разброс цен на такое реле оказался весьма внушительным, да и в названии это ТКЕ56ПД1 реле часто называют Контактором. Мне кажется что это не совсем правильно, - о контакторах авиационных я писал в статье подробно и рассматривал их отличительные черты от реле - это малый ток удержания и большой ток стартового срабатывания.

Реле ТКЕ52ПД1 электромагнитное коммутационное негерметичное, с обмоткой рассчитанной на включение в сеть постоянного тока с номинальным напряжением 27 В, имеющее два независимых переключающих контакта на ток 5 А.
Обеспечивает коммутацию электрических цепей постоянного тока напряжением от 16 до 30 В и переменного тока напряжением от 20 до 220 В частотой 400 Гц.
Реле ТКЕ52ПД1 предназначено для работы в электросистемах объектов авиационной техники, в бортовом и наземном радиотехническом оборудовании.
Режим работы - продолжительный.
Тип корпуса - зачехлённый, негерметичный.
Климатическое исполнение: «О» - общеклиматическое по ГОСТ 15150-69.

Работают реле ТКЕ52ПД1, ТКЕ54ПД1, ТКЕ56ПД1 следующим образом.
При обесточенной обмотке реле возвратная пружина создает необходимое контактное давление на нормально замкнутых контактах, при этом магнитный зазор между якорем и сердечником максимальный.

При включении обмотки реле под напряжение, равное или большее напряжения включения, по ней протекает ток, создающий электромагнитное усилие, под действием которого якорь с подвижными контактами притягивается к сердечнику, тем самым размыкая нормально замкнутые и замыкая нормально разомкнутые контакты.

Контактное давление на нормально открытых контактах создается прогибом контактных пружин вследствие того, что контактный зазор меньше магнитного. Якорь реле ТКЕ52ПД1, ТКЕ54ПД1, ТКЕ56ПД1 удерживается в прижатом положении все время, пока по обмотке протекает ток.

При снятии напряжения с обмотки или его понижении ниже напряжения отключения усилие электромагнита становится меньше суммарного усилия возвратной и контактных пружин, и якорь возвращается в исходное положение. При этом нормально разомкнутые контакты размыкаются, а нормально замкнутые - замыкаются.

РАСШИФРОВКА СИМВОЛОВ НА КОРПУСЕ РЕЛЕ ТКЕ52ПД1

Т - номинальное напряжение в цепи обмотки управления контактора - 27 В.

К - коммутационное реле с питанием цепи управления постоянным током.

Е - значение номинального тока в цепи главных контактов, обозначает разряд единицы.

5 - указывает число единиц данного разряда.

2П - число переключающих контактов - 2.

Д1 - дополнительные конструктивные особенности и модификации реле.

Технические характеристики ТКЕ52ПД1:

Номинальная коммутируема сила тока - 5 А.

Номинальное напряжение в цепи обмотки управления контактора - 27 В.

Диапазон напряжений в цепи контактов:

- постоянного тока - от 16 В до 30 В;

- переменного тока - от 20 В до 220 В.

Диапазон токов в цепи контактов - от 0,05 А до 5 А.

Диапазон напряжений в цепи управления постоянного тока - от 24 В до 30 В.

Режим работы - продолжительный.

Условия эксплуатации:

Температура окружающей среды - от -60? С до +100? С.

Пониженное атмосферное давление - 660 Па.