Найти в Дзене
Загадки истории

Свидетельства очевидцев: какой странный авиационный инцидент произошел в Казани в 80-м году?

Оглавление

26 ноября 1980 года в центре Казани упал военный вертолет «К-27». На тот момент это была новая машина. Такие вертолеты стали выпускать в 1977 году. А к 80-му, проведя все необходимые испытания, технику стали отправлять в боевые части.

В той истории три вертолета «К-27» летели из башкирского города Кумертау в Североморск Мурманской области. Как известно, и в наше время на Русском Севере, в северных морях базируются подводные лодки. И в СССР это всё было. Три новейших вертолета должны были пополнить противокорабельный полк в Североморске. «К-27» создавали для того, чтобы эта техника уничтожала подводные лодки противника. Но что-то пошло не так.

По свидетельствам очевидцев

Жительница Казани Аида Горбунова вспоминала, что в 1980 году она с родителями проживала на улице Волгоградской. Сама она не видела, как упал вертолет. Но слышала грохот. А брат Горбуновой даже притащил какую-то деталь от вертолета домой. История умалчивает, какую именно и что за это было парню, его родителям. Возможно, что ничего, потому что новость быстро распространилась по городу. Впрочем, Горбунова вспоминала, что о происшествии говорили шепотом.

Мнение эксперта

Историк авиационных катастроф Ильдар Валеев рассказывал, как развивались события.

26 ноября 1980 года в Кумертау подготовили три вертолета «К-27» к серьезному путешествию в Североморск. Боевые машины двигались треугольником: один ведущий и два ведомых.

В Казани на аэродроме «Заводской» планировалась дозаправка вертолетов. Но до указанной точки дотянул только ведущий. Второй вертолет приземлился на территории аэропорта «Казань-2». Третий рухнул в центре города, на пересечении улиц Декабристов и Восстания.

По общепринятым данным, никто не пострадал. Лётчики смогли безопасно покинуть боевую машину до её падения. На земле же всё обошлось по счастливой случайности. Были разрушения, но, что самое главное, не было пострадавших и человеческих жертв. Вертолет лопастями зацепил проходивший мимо трамвай – и всё на этом.

Неподалеку размещалось областное подразделение милиции. Сотрудники органов довольно быстро оцепили территорию, стали оттеснять от объекта зевак.

Что произошло

Официальная версия - халатность. Но однозначно мы судить не можем. Хотя и вряд ли это была диверсия. Скорее всего, действительно случилось то, что обычно происходит с нашим народом. Забыли, не досмотрели, понадеялись на авось.

Дело в том, что в Кумертау вертолеты проходили испытания. Потом поступил приказ перебросить технику в Североморск. Вертолет, который шел головным, дозаправили, про остальные забыли.

Получилось, что к Казани два вертолета подходили с пустыми баками. К тому же, они и топлива больше сожгли в пути, потому что постоянно приходилось тянуть рычаг «шаг-газ».

У вертолета, которым управлял майор Ольховик, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Нужно было дотянуть до «Заводского».

Есть в этой истории одна загадка. Дело в том, по некоторым данным, Ольховик запросил разрешения у ведомого совершить посадку на аэродроме «Казань-2», но ему якобы отказали. До «Заводского» вертолет не дотянул, упав в центре города.

По другой версии, Ольховик ничего не запрашивал. Он самонадеянно решил, что дотянет до «Заводского».

Как бы там ни было, а вертолет упал в центре Казани. И это было событие, выходящее из ряда вон. Широким массам о нем не рассказывали. Поползли слухи. Но это всё была капля в море в век без интернета.

-2

Можно ли было избежать катастрофы

Очевидно, что можно было. Во-первых, техникам, как и летчикам, следовало бы подумать о том, сколько топлива осталось в баках. Если бы вертолеты дозаправили, то никакой трагедии не произошло бы.

Во-вторых, стоило прицепить к боевым машинам еще и дополнительные баки на всякий случай. И этого не сделали.

Очевидно, что многие ответственные лица подошли к выполнению своих обязанностей халатно. Повторю, к счастью, пострадавших и жертв не было. Повезло.

Шутка про противокорабельный батальон

Она родилась после описанного мною происшествия. В Североморске военные предложили переименовать свой противокорабельный батальон в Отдельный казанский противотрамвайный батальон. То есть сделали отсылку к тому, что упавший в Казани вертолет повредил местный трамвай.

Я не могу сказать, кто какую ответственность понес после этого ЧП. Предполагаю, что кого-то все же наказали. Но публично об этом никто не говорил.