Туполев Андрей Николаевич (1888—1972 гг.). Невозможно представить развитие отечественной гражданской и военной авиации без этого конструктора, именем которого названы десятки самолетов — АНТ, Ту. По масштабам, результатам и другим показателям его творческой долголетней жизни могут встать в один ряд разве что И. И. Сикорский и Хуго Юнкерс. Заслуги А. Н. Туполева были достойно отмечены: он трижды Герой Социалистического Труда, кавалер десяти орденов Ленина, генерал-полковник, академик АН СССР, депутат Верховного Совета СССР шести созывов, лауреат пяти государственных премий и многое другое. Отдельные годы жизни и творчества патриарха отечественного самолетостроения были особенно «урожайными». Так, в 1933 году он был награжден тремя (!) орденами СССР, ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники. В 1949 году ему была присуждена Государственная премия СССР 1-й степени и кроме того, он был награжден двумя орденами Ленина. А. Н. Туполев родился в селе Пустомазово Тверской губернии. В Твери он закончил гимназию, после чего в 1908 году поступил в Московское высшее техническое училище. Окончив училище в 1918 году, занимал должность товарища председателя коллегии ЦАГИ, был заведующим отделом авиации.
В ЦАГИ Туполев плодотворно трудился до 1936 года, за этот период им было разработано 20 самолетов. Широта творческого кругозора конструктора позволяла ему создавать практически все типы самолетов: истребители, штурмовики, пассажирские самолеты, бомбардировщики, гидросамолеты, разведчики, знаменитый восьмимоторный «Максим Горький». Его самолеты отличались высокой надежностью, были по достоинству оценены авиаторами.
Непродолжительное время (1936—1937 гг.) Туполев работал заместителем начальника Главного управления авиационной промышленности.
Были в жизни знаменитого конструктора и трагические дни, он был незаконно репрессирован и провел в заключении четыре года (октябрь 1937 г. — июнь 1941 г.). Свою творческую, плодотворную работу он не прекращал и там. С 1938 года и до конца жизни был главным конструктором ЦКБ-29 НКВД, завода № 166 НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности), завода № 156 КАП. А. Н. Туполев был не только гениальным ученым и конструктором, но и учителем многих известных создателей отечественных самолетов: П. О. Сухого, В. А. Архангельского, В. М. Петлякова и др. Вместе с ним работали и росли в творческом плане крупнейшие ученые: Д. С. Марков, С. М. Егер, И. Ф. Незваль, Г. П. Свинцев, Г. А. Озеров и др.
ТБ-3 (АНТ-6, Г-1, Г-2). Первый советский тяжелый самолет, созданный А. Н. Туполевым, был одним из лучших данного типа в начале 1930-х годов. Гигантский бомбардировщик ТБ-3 представлял собой логическое развитие схемы ТБ-1. В соответствии с проектом, который с мая 1926 г. разрабатывала бригада В. М. Петлякова под общим руководством А. Н. Туполева, он также был выполнен в виде свободнонесущего металлического моноплана, но отличался увеличенными размерами. ТБ-3 был оснащен четырьмя двигателями водяного охлаждения (сначала М-17, впоследствии М-34), которые были установлены на консольных фермах в передней части крыла по два с каждой стороны фюзеляжа. Фюзеляж в сечении был трапециевидным со слегка выпуклой верхней частью. По длине фюзеляж делился на три части (как и фюзеляж ТБ-1), причем средняя часть составляла одно целое с центропланом крыла. Крыло включало центроплан размахом около 7 м и две консоли. Оно было цельнометаллическим, четырехлонжеронным, с обшивкой из листов гофрированного дюралюминия. Шасси было пирамидального типа. Каждая из опор несла пару колес, установленных по схеме тандем на сваренной из труб тележке. Зимой полеты могли выполняться с использованием деревянных лыж. Оборонительное вооружение могло включать до 8 пулеметов, самолет мог нести до 2000 кг бомб. Макет самолета был утвержден 21 марта 1930 г., постройка первого опытного образца завершена 31 октября того же года. 22 декабря 1930 г. летчик М. М. Громов поднял самолет в воздух. Решение о запуске ТБ-3 в большую серию было принято командованием ВВС РККА еще в ходе испытаний самолета, а в декабре 1931 г. начальник ВВС РККА Я. И. Алкснис отправил в формируемые тяжелобомбардировочные бригады циркуляр, в котором говорилось: «В 1932 г. к нам в ВВС поступит большое количество ТБ-3 на вооружение и эксплуатацию. С такими большими и сложными машинами мы столкнемся впервые… Если мы немедленно не начнем готовить личный состав и, главное, приспособления и оборудование, то встретим большие затруднения».
Подготовка к выпуску ТБ-3 на авиазаводе № 22 (создан на базе завода № 5) велась с 1930 г. Этот завод уже имел опыт постройки цельнометаллических ТБ-1, однако в связи со сложностью новой машины, нехваткой металла, оборудования и вооружения в 1930–1931 гг. завод смог выпустить вместо запланированных 8 только 3 самолета. Тем не менее темпы выпуска ТБ-3 нарастали. К постройке этих самолетов подключили еще один московский завод — № 39.
По состоянию на 1 января 1933 г. в составе авиационных частей ВВС РККА имелось 144 самолета ТБ-3, которые рассматривались как дополнение к имеющимся ТБ-1. На 1933 г. был запланирован выпуск 300 машин, но фактически построили 307. Всего в 1932–1937 гг. ВВС РККА получили более 800 самолетов ТБ-3. Машины поступали в тяжелобомбардировочные бригады, формировавшиеся по новому штату. В каждой было по четыре эскадрильи (всего 49 самолетов), эскадрилья самолетов сопровождения («Крейсеров») в составе 12 Р-6 и эскадрилья истребителей — 31 самолет И-5.
В 1935 г. бомбардировщиками ТБ-3 были полностью или частично вооружены 36 эскадрилий.
Продолжение следует…