Послушал недавно радио, а там опять обсуждают животрепещущую тему: единый государственный экзамен. Всё никак не могут успокоиться журналисты, создают инфоповоды...
За больше десяти лет своего существования ЕГЭ не перестал будоражить умы наших сограждан. Вне зависимости от близости гражданина к образованию, можно услышать, что этот формат экзамена "убил школьное образование", а некоторые, наоборот, твердят о том, что ЕГЭ - это путь в светлое будущее.
Если кратко: и те, и другие категорически неправы.
"Истина посередине" (с)
Изначальная идея ЕГЭ как некоторого стандартизированного формата теста, который проверяется независимыми от конкретной школы специалистами, не кажется такой уж плохой. Ведь это правда, что бывало всякое при старой системе, когда учителя проверяли работы собственных учеников - и коррупция, и банальное предвзятое отношение.
Реализация этой идеи плоха. В первые годы существования ЕГЭ (я говорю о математике, потому что понимаю в ней) - вообще ужасная. Но эволюция не обошла ЕГЭ стороной. Тем не менее, многие этого не заметили.
Мнимые недостатки
Чем не мил единый государственный экзамен среднему выпускнику советской школы, который с момента своего выпуска не имел никакого отношения к образованию? Тест=угадайка. Можно угадать ответ, а не показать знания.
Все, кто работает в образовании, знают, что это так не работает (теперь). В первые годы существования - да, проблема угадайки существовала. Сейчас в ЕГЭ по математике тестовой части А нет совсем, в части В с угадыванием ответа есть проблемы, а в части С вообще предлагаются нормальные задачи, которым полагается написать полное решение.
Мнимые достоинства
Чем мил единый государственный экзамен среднему потребителю нашего телевидения и прочей пропаганды? Одинаковые возможности поступить в хорошие ВУЗы у способных детей из разных регионов.
Это тоже так не работает. Причём палка здесь о двух концах: действительно хорошо подготовленный к ЕГЭ школьник из села столь же успешно сдал бы и вступительные экзамены в ВУЗ при старой системе; при нынешней же происходит перекос в пользу "слабых" регионов, где хромает качество проверки.
Реальные достоинства
Как человек, поступавший в университет по ЕГЭ, могу сказать: возможность положить болт аттестат на в приёмную комиссию и уехать отдыхать на всё лето вместо того, чтобы готовиться и сдавать какие-то экзамены - это круто для ленивого молодого человека. Впрочем, когда место в рейтинге нужно отслеживать в реальном времени, особенно не отдохнёшь...
Хотя просто надо писать олимпиадки и не париться.
Реальные недостатки
Их много. Наверное, самый главный - стандартизация заданий. Подготовка к ЕГЭ превращается в натаскивание на конкретные типы задач. Школьники запоминают не суть предмета, а стандартные приёмы решения (я всё ещё о математике). В итоге лучше сдал не тот, кто лучше разбирается в предмете, а тот, кто аккуратнее сделал по шаблону.
Обещанное снижение коррупции на поверку лишь перенесло её из школ в министерские кабинеты, но обнаруженный случай "слива" реальных задач в сеть закончился обвинением в клевете. А пятью годами раньше сам факт "слива" признали, только вот обвинили в нём учеников, которые якобы пронесли на экзамены телефон и сфотографировали задания за день до начала экзамена.
Оценивание школ по результатам ЕГЭ привело к тому, что вместо того, чтобы учить, старшеклассников натаскивают на типовые задания, причём не только в одиннадцатом классе, а сильно заранее. Уровень стресса при сдаче ЕГЭ, от которого зависит судьба, особенно у школьников, которые не привыкли сдавать зачёты/экзамены (к чему привыкли, скажем, кружковцы), зашкаливает. И так далее.
Что делать?
Может показаться, что если всё очень плохо, то надо всё отменить и срочно придумать что-нибудь новое вернуться к старой системе, у которой свои недостатки. Хотя медленное совершенствование имеющейся системы всегда лучше, чем всё сломать и построить заново.
Отменить ЕГЭ - это не панацея от всех бед, как не было и панацеей от всех проблем старой системы его введение. Нынешний ЕГЭ по математике (тот, что называется профильным) уже достаточно хорош, "натаскать" на него слабого школьника можно лишь до определённого порога по баллам. Есть проблемы с качеством проверки в регионах. Есть завышение при переводе первичных баллов в итоговые (призванное, видимо, повысить значимость баллов по математике при поступлении в сравнении с баллами за другие предметы). Но это мелочи.
Крайне важно, чтобы школьники заранее понимали, что их ждёт, а не гадали в ужасе, какими ещё нововведениями "порадует" их министерство просвещения на паях с Рособрнадзором. И ещё хочется, чтобы баллы учеников на ЕГЭ не влияли на рейтинги (читай: финансирование) школ. Тогда школа сможет учить, а не натаскивать.
#образованиевроссии #егэ #школа