Найти тему

Урок-исследование по теме "Этимология"

Этот урок проходит всегда очень интересно. Его можно провести в 5-ом или 6-ом классе, а также использовать как кружковое занятие.

Ценность урока в том, что он построен как исследование. Дети получают знания, используя различные словари (как бумажные, так и онлайн). Мы не только раскрываем понятие "этимология", но и углубляем его, знакомя учеников с разделами "ономастика", "антропонимика", "топонимика". Ребята работают исключительно с практическим материалом, всю информацию добывают самостоятельно.

Класс необходимо разделить на группы (у меня было четыре). Разминка и первые два задания одинаковы для всех групп, в последнем у каждой группы свой набор слов. Поэтому, распечатывая карточки, учтите это.

Вот сами задания.

1. Актуализация знаний.

- Что такое этимология?

- Для чего нужно знать этимологию слов?

- Что помогает нам узнавать о происхождении слов?

2. Исследовательский практикум.

1) Разминка.

Рассмотрите рисунки, проанализируйте состав слов и попробуйте самостоятельно определить их происхождение.

-2

1) Исследование первое «Тайна имени».

Ономастика – раздел этимологии, изучающий происхождение имён собственных.

Антропонимика – раздел этимологии, изучающий происхождение личных имён людей, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы.

Используя Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского объясните, из каких языков заимствованы данные имена и что они обозначали:

Имя / Язык / Значение

Елена

Софья

Виктор

Филипп

Александр

Виталий

Владислав

Людмила

Маргарита

2) Исследование второе «Тайна географических названий».

- Топонимика – раздел этимологии, изучающий происхождение географических названий.

Используя «Школьный топонимический словарь» Е.М.Поспелова, расскажите, как образовались названия данных городов:

Владивосток, Магнитогорск, Северодвинск, Ярославль.

(Скрины страниц прилагаются).

Название города / Краткая история происхождения

Владивосток

Магнитогорск

Северодвинск

Ярославль

3) Исследование третье «Тайны знакомых слов».

Используя этимологический словарик Льва Успенского «Почему не иначе?», объясните происхождение данных слов.

1 группа

Стол

Обед

Ужин

Вчера

Завтра

Сутки

2 группа

Сумерки

Рубашка

Простыня

Бабочка

Ловкий

Дыра

3 группа

Забота

Ладонь

Неделя

Облако

Обувь

Позор

4 группа

Тучный

Тысяча

Урод

Хоронить

Ошибка

Ошеломить

Файл для распечатки, а также ответы и доп. материал вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.