Этот урок проходит всегда очень интересно. Его можно провести в 5-ом или 6-ом классе, а также использовать как кружковое занятие.
Ценность урока в том, что он построен как исследование. Дети получают знания, используя различные словари (как бумажные, так и онлайн). Мы не только раскрываем понятие "этимология", но и углубляем его, знакомя учеников с разделами "ономастика", "антропонимика", "топонимика". Ребята работают исключительно с практическим материалом, всю информацию добывают самостоятельно.
Класс необходимо разделить на группы (у меня было четыре). Разминка и первые два задания одинаковы для всех групп, в последнем у каждой группы свой набор слов. Поэтому, распечатывая карточки, учтите это.
Вот сами задания.
1. Актуализация знаний.
- Что такое этимология?
- Для чего нужно знать этимологию слов?
- Что помогает нам узнавать о происхождении слов?
2. Исследовательский практикум.
1) Разминка.
Рассмотрите рисунки, проанализируйте состав слов и попробуйте самостоятельно определить их происхождение.
1) Исследование первое «Тайна имени».
Ономастика – раздел этимологии, изучающий происхождение имён собственных.
Антропонимика – раздел этимологии, изучающий происхождение личных имён людей, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы.
Используя Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского объясните, из каких языков заимствованы данные имена и что они обозначали:
Имя / Язык / Значение
Елена
Софья
Виктор
Филипп
Александр
Виталий
Владислав
Людмила
Маргарита
2) Исследование второе «Тайна географических названий».
- Топонимика – раздел этимологии, изучающий происхождение географических названий.
Используя «Школьный топонимический словарь» Е.М.Поспелова, расскажите, как образовались названия данных городов:
Владивосток, Магнитогорск, Северодвинск, Ярославль.
(Скрины страниц прилагаются).
Название города / Краткая история происхождения
Владивосток
Магнитогорск
Северодвинск
Ярославль
3) Исследование третье «Тайны знакомых слов».
Используя этимологический словарик Льва Успенского «Почему не иначе?», объясните происхождение данных слов.
1 группа
Стол
Обед
Ужин
Вчера
Завтра
Сутки
2 группа
Сумерки
Рубашка
Простыня
Бабочка
Ловкий
Дыра
3 группа
Забота
Ладонь
Неделя
Облако
Обувь
Позор
4 группа
Тучный
Тысяча
Урод
Хоронить
Ошибка
Ошеломить
Файл для распечатки, а также ответы и доп. материал вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.