Холодной поступью, сквозь века проходит женщина одна. Облачённая в чёрное, кожа ее бела, металлический холод излучают ее глаза. Верная себе, мужу и государству. После рождения, всего несколько дней от роду - стала круглой сиротой. В 14 вышла замуж, оказалась в чужой стране, там где ее не так уж радушно приняли. Не слишком красивая, маленькая, худая… тот самый гадкий утёнок, которому судьба уготовила путь лебедя. Чёрного лебедя. Чёрной королевы. И вот она подходит, уверенно ступая мимо цветущего боярышника… со шлейфом, пропитанным ядом.
Екатерину Медичи считают одной из самых ярких, расчетливых и жестокий женщин. То с какой легкостью она шагала по головам и с какой скоростью эти головы летели со сторонам в потенциальных недоброжелателей, сбивая их к ногам Екатерины, сложно сосчитать. Она была самой влиятельной женщиной Европы XVI века. Королевой Франции целых 30 лет. Однако я хочу поговорить о ее вкладе в развитие культуры Франции и Европы в целом.
Факт 1. Попав с корабля на бал, Е.Медичи, готовясь к свадьбе, уже имела планы на покорение жителей своего нового дома. Безусловно сразу четырнадцатилетняя низкорослая, рыжеволосая и худая девушка не пришлась ко французскому двору. Начались разговоры о том, достаточно ли она хорошая партия для Генриха Орлеанского. Хоть девушка была невероятно умна и источала обаяние - этого было мало. На свадьбу Екатерина надела туфли на каблуке, тем самым прибавив в росте около 10 сантиметров. Так Екатерина стала первой женщиной на каблуках. Данное новшество тут же стало популярным среди модниц, а антипопулярным у церкви. Распутная и бесовская обувь - считали последние.
Факт 2. Как настоящая женщина Е.Медичи многое взяла с собой в свой «новый дом». Как истинная итальянка - взяла поваров и кондитеров. Ведь французская кухня была скупа на изыски. Мясо, овощи, к тому же просто приготовлены. И триумф кулинарной феерии пал так же на свадьбу. Свадебное празднование длилось 34 дня, поэтому фантазии поваров было где разгуляться. Пища французов была сухой и примитивной, итальянские повара привнесли сочности добавив в меню соусы. Так же Е.Медичи привила гастрономическую моду на трюфели, брокколи, спаржу, артишоки, шпинат, кукурузу, желтые помидоры, травы. Однако все это не было королём стола. Им стало мороженное, приготовленное итальянским поваром-любителем. Смесь фруктового сока, льда и молока. И их было 34 вариации, по одной на каждый день празднования. Первой вариацией был сорбет. После свадьбы Екатерина Медичи серьезно взялась за переваренную и после этого жаренную кухню, добро засыпанной специями, и на выходе было сложно понять, что вообще ты ешь. Преобразовав все это в кухню разнообразную, натуральную и изысканно оформленную. Так во Францию прибыла выпечка, паста, кстати и разнообразие хлеба. Приехали и десерты: Эклеры, бисквиты, профитроли.
Факт 3. Не отходя от трапезы, можно отметить массу культурных новшеств, украсивших королевские столы. Как выглядел средневековый этикет и сервировка? Подавали как правило все и сразу, ели руками. Посуда была выполнена из металлов.
При Екатерине все резко переменилось. Кулинарная революция коснулась этикета и даже гигиены. Перед едой все стали мыть руки. Так же Е.Медичи привезла венецианское стекло и фаянсовую посуду. Поэтому сервировка теперь стала благородной и изысканной. Изысканно выполненные серебрянные приборы, фаянсовая и стеклянная посуда, салфетки с вышитым орнаментом.
Кстати о приборах. В средневековье появился такой модный элемент гардероба как раф, он же фрЕза.
Так причём здесь воротник? Приемы пищи он делал крайне неудобными. И заботливая жена приказала подать ко столу диковинное приспособление с тремя зубцами и рукояткой из слоновой кости. Конечно же эта была вилка. Супруг оценил данное новшество по достоинству.
Кроме того блюда теперь подавались отдельно и по определенной очереди. Соленые блюда отделились от сладких, гарнир отделён от главного блюда, появилось такое блюдо как салат, а так же термин - десерт.
Факт 4. Ткани из которых сшиты платья этой дамы вызывали зависть всех женщин при дворе.
Однако ещё более восхищает ее вклад в развитие моды и косметических средств.
Благодаря Екатерине был изобретён прототип помады, созданный из пчелиного воска и красной краски. Изначально помада была создана для Е.Медичи по причине бледности ее губ. В дальнейшем помадами были одарены и фрейлины. Так же всех восхищала ее коллекция шёлковых перчаток с вышивкой.
Возвращаясь к теме подарков, существуют такие легенды, что неугодные королеве дамы могли получить в подарок отравленную помаду или перчатки. Екатерина Медичи считается королевой ядов. Что опять же убедительными доказательствами не подкреплено.
Обладательница тонкой талии считала это эталоном красоты, и привезла во Францию корсеты на китовом усе, и распорядилась, что талия придворных дам должна быть не более 13 дюймов. Так же Екатерина ввела моду на веера и ей же общество обязано за появление в женском гардеробе панталон, которые остались с женщинами на долгие столетия.
Изначально во всех мировых странах цветом траура считался белый. Однако после смерти своего любимого супруга Екатерина Медичи в знак траура облачилось в чёрное, которое не снимала до конца своих дней, сделав чёрный траурным. Погиб Генрих II во время участия в рыцарском поединке. Часть копья противника прошла через глазное отверстие шлема, и вонзилась в голову повредив мозг.
Овдовев, Екатерина навсегда облачилась в черное. На ее одежде была вышита эмблема – сломанное копье. Девизом ее стали слова: «Вот от этого мои слезы и боль». - цитата из книги «Екатерина Медичи и конец династии Валуа» Н.Басовская
Факт 5. Екатерина Медичи считается покровительницей искусств. Она всячески помогала начинающим художникам и ученным, приобретая предметы их труда. Екатерина собрала крупнейшую во Франции библиотеку с редчайшими рукописями. С ее подачи было построено новое крыло Лувра, где сегодня хранятся картины из коллекции этой великой королевы. Постройка Тюильри так же началась по ее распоряжению. Выполненный во всем изяществе и великолепии традиций итальянских мастеров. Лепнина, роскошь и невероятный цветочный сад с искусно выполненными скульптурами.
Рождение балета так же косвенно приписывают Е.Медичи. Ею во Францию был перевезён скрипач Бальтазарини ди Бельджойозо, который организовал синтез музыки и танца в своих постановках «Балет польских послов», «Комедийный балет королевы». Культурная революция коснулась и карточной игры, ведь именно Екатерина Медичи, во избежании шулеров за карточным столом, распорядилась покрывать рубашку карты мелким однотипным рисунком.
И в завершении, мой любимый кинообраз темы статьи. Уж очень нравится мне Медичи в исполнении тезки королевы Екатерины Васильевой. Идеально сыгранная роль.
Всех благодарю за внимание, и если вам понравилась статья, то прошу поддержать лайком, что позволит мне понимать темы, интересующие вас и поможет в новых публикациях.
#история #культура #екатеринамедичи #дюма #кулинария #мода #средневековаяевропа