Самооценка - одна из тем, которая чаще всего поднимается в работе психолога. Когда человек начинает понимать, как она формируется, появляются другое восприятие себя и инструменты для изменения отношения к себе.
Сегодня рассмотрим, как формируется и из чего складывается самооценка - своеобразный сценарий самооценки. Самооценка - это восприятие человека себя, своей личности через призму оценки своих способностей, чувств, достоинств и недостатков.
Сценарий самооценки начинает складываться в раннем детстве, к 3 годам ребёнок обладает уже достаточно устойчивым самосознанием и начинает определённым образом оценивать себя, опираясь на мнение о себе первых значимых взрослых - родители, прародители (бабушки, дедушки). Другими словами, первые слои самооценки закладываются в семье, и ребёнок узнаёт о том, какой он, от самых близких родственников.
Дальше самооценка продолжает формироваться в процессе социализации, и круг значимых лиц постепенно расширяется: воспитатели, учителя, наставники, тренеры, лидеры из сверстников и т. д.
Этапы формирования самооценки
1 этап. Ребёнок узнает о себе от первых значимых взрослых.
Одно из первых посланий от значимых близких - мамы, папы, бабушек, дедушек и/или замещающих их лиц (например, няни) звучит так:
Ты можешь (умеешь) - Ты не можешь (не умеешь).
Конечно, маленький ребёнок ещё ничего не умеет, он только учится жить, приобретает разнообразные навыки, и ему важно получать поддержку от самых близких людей.
Если родители заботятся о самооценке ребёнка, то они поддерживают малыша словами типа:
Да, у тебя сейчас это не получается, пока ты не можешь, но мы рядом, научим тебя, и у тебя обязательно будет получаться! Ты сможешь!
Ребёнок учится верить в себя и понимать, что сегодняшний неуспех не означает, что он ни на что не способен, он понимает, что его усердие может привести к успеху.
Когда у родителей не хватает терпения на воспитание, они не учитывают важность своих посланий и не заботятся о самооценке своего ребёнка, то они могут часто повторять:
Не лезь! Ты ничего не можешь! Дай сюда, я лучше сделаю сам(а)!
Да отдохни, я сама сделаю!
Руки у тебя не из того места растут!
Откуда ты только такой взялся на мою голову, всё у тебя нелепо получается!
Ну, попробуй, попробуй!
Ну, кто тебя так учил?! Неумеха!
Малыш начинает испытывать чувство стыда за то, что он не соответствует представлениям родителей о том, что он должен уметь. Формируется неуверенность в собственных способностях и страх браться за что-то, чтобы не совершить ошибку и не выглядеть в глазах родителей неумехой, закладываются основы вынужденной пассивности, выученной беспомощности.
Следующая установка, имеющая отношение к формированию самооценки ребёнка, связана с положением:
Ты достоин - Ты не достоин.
Ты не достоин называться сыном своего отца!
Не дорос ещё оценки давать!
Тебя никто не спрашивает!
Ребёнка заранее ставят в положение ничего не значащего члена семьи, его ценность минимальна. Часто в этом послании звучит скрытый подтекст "Не вырастай! Будь маленьким!"
Ребёнку не дают проявиться, обесцениваются его желания, интересы. В этом случае он привыкает, к тому, что его значимость невелика.
Важным посланием близких для формирования самооценки является положение:
На кого похож - не похож.
Как ты похож на своего папашу алкаша!
Твоя подружка просто красавица, не могу налюбоваться, когда она к нам приходит!
Твой друг прекрасно учится, такой способный, не то, что ты, бестолочь!
Ты вылитая бабка Нина, такая же бездельница!
Куда тебе до матери/отца/брата/сестры!
Даже если послание звучит не в самой жёсткой манере, даже если родители разочарованно обсуждают только между собой, что их ребёнок не оправдал надежд и не похож на них, высказывают предположения, что он будет не так успешен, как они, эти идеи закладываются в основу самооценки ребёнка.
Все послания от родителей и значимых близких из круга семьи оказывают колоссальное влияние на то, как будет думать о себе человек во взрослости. На базе этих первичных посланий формируются так называемые голоса самооценки. Человек вырастает и вроде всё понимает, но внутри постоянно звучат критикующие и обесценивающие голоса - голоса Внутренних критиков.
2 этап. Ребёнок, подросток, юноша получает дополнительные сведения о себе из социума.
В процессе социализации круг значимых лиц расширяется, и к той базе, которая была получена в семье, добавляется оценка социума - друзья, наставники, тренеры, коллеги, дальние родственники и др.
Самооценка может корректироваться - к примеру, из одиночки человек может перейти в состояние коммуникабельного члена группы в определённых условиях. Но может произойти и фиксация того, что было получено в раннем возрасте, человек может укрепиться в негативном восприятии своего образа.
Если в семье была сформирована нормальная самооценка, то ребёнку проще реагировать на любую критику в школе, вузе, а дальше взрослому человеку - в профессиональном коллективе.
Важность обратной связи от социума нельзя исключать. Все в той или иной мере нуждаются в одобрении людей из референтной группы - тех людей, которые являются эталоном для подражания, мнение которых имеет большую ценность.
Поэтому советы не обращать внимание на мнение коллег, друзей, знакомых скорее ассоциируется с обесцениванием чувства неуверенности, чем воспринимается как поддержка.
От социума мы ожидаем одобрения и поддержки. Поэтому поиск группы принимающих людей является одной из социальных потребностей.
Здесь важно сохранять баланс.
Если человек выходит в социум с недостаточно сформированной устойчивой позитивной самооценкой, он может переоценивать значение мнений окружающих его людей - как позитивных, так и негативных оценок. Допустим, человек вливается в некую социальную группу в надежде получить одобрение и признание. При этом члены группы априори не являются профессионалами в той сфере, в которой развивается человек. Тогда восхищение дилетантов может тормозить развитие человека с неустойчивым представлением о себе тем, что он фиксирует точку в развитии как высокий уровень достижения, а при столкновении с профессиональной средой снова оказывается в позиции неуверенного в себе недоучки.
Негативные оценки из внешнего социального окружения для человека со сложившейся в детстве низкой самооценкой усиливают его представления о себе как никчемном человеке. Возникают тяжелые переживания вплоть до развития депрессивных расстройств.
Иногда социальная группа демонстрирует сверхвысокую оценку человека по типу "мы тебе не подходим", "ты наш Бог" и т.п. Не исключено, что человек неосознанно выбирает именно таких людей, такую тусовку, чтобы купаться в лучах любования, наслаждаться эйфорией от завышенной самооценки. Итог, как правило, печальный, поскольку после подобного неоправданного завышения самооценка может рухнуть ниже уровня, который был зафиксирован на первом этапе формирования.
Поэтому важна опора на себя, критичный взгляд на свой образ, свои действия, свои навыки т.п. Необходимо учиться оперировать полученными сведениями о себе от окружающих с достаточной степенью объективности, чтобы не оказываться в состоянии постоянных эмоциональных качелей. Прекрасно, когда есть в окружении человек, который умеет и поддержать, и дать конструктивную объективную критику.
3 этап. Действия с полученными сведениями о себе от значимых людей из ближнего и дальнего окружения.
На данном этапе человек принимает решение, что делать с полученной информацией о себе: принять как данность предлагаемую другими оценку себя или оспорить, опровергнуть и выработать собственный взгляд на самого себя.
Когда люди принимают на веру мнение о них других людей, начиная с детства, их Я-концепция остаётся фактически внушённым знанием о самом себе, зачастую сильно искажающим реальность - как в одну, так и в другую сторону.
Конечно, с запросом понизить завышенную самооценку никто не на приём к психологу не приходит, но идеи величия и собственной грандиозности могут мешать человеку не просто держать связь с реальностью, но и способствовать торможению в его развитии. Ведь, страдая от мук перфекционизма, человек может обесценивать те реальные ресурсы, которые у него есть.
Здесь возникают качели - от низкой самооценки до идеи всемогущества. Полярность самооценки выбивает из колеи и причиняет много психологического дискомфорта.
Поэтому важно принять решение о взвешенном пересмотре своего образа Я, понять, что вы знаете о себе.
Первый шаг - собрать воедино все сведения о себе, полученные в течение жизни на первом и втором этапах от всех знакомых и близких людей.
В процессе сбора этих сведений вы уже можете заметить наличие противоречивых оценок. Это один из верных знаков того, что в вашей самооценке есть субъективное чужое мнение о вас!
Далее посмотрите на себя, свои достижения, свою жизнь. Что вы знаете о себе, чего не знают другие о вас?
Скорректируйте Я-концепцию, которую когда-то вам внушили значимые взрослые, выработайте свой собственный взгляд на себя. Если необходимо опровергнуть некоторые положения, смело оспаривайте их и утверждайте тот образ себя, который вам кажется максимально приближенным к действительности и который будет двигать вас к вашим целям.
Каждый день вы продолжите слышать мнение о себе. Попробуйте выработать свою систему критериев оценки себя. Каким образом вы будете соотносить самооценку с мнением о вас других людей, подумайте.
Чтобы выполнить коррекцию Я-концепции, стабилизировать самооценку, выполните следующую практику.
Практика
Выделите время и, сидя в спокойной обстановке, письменно ответьте на 4 ключевых вопроса, связанных с вашим сценарием самооценки:
- Что мне обо мне рассказывали?
- Кто мне обо мне рассказал?
- Что я делаю с мнениями и взглядами других?
- Что мне необходимо сделать, чтобы принять себя, переосмыслить Я-концепцию? (Я-концепция - это система представлений о себе, которая формируется поэтапно в процессе накопления жизненного опыта и социализации).
Отвечая на эти вопросы, вы можете существенно помочь себе в формировании самооценки, поверить в собственные силы и найти массу ресурсов для того, чтобы быть удовлетворённым жизнью и самим собой.
Ставьте лайк и подписывайтесь на Пси беседку, если было полезно! Ваша обратная связь важна для нас! 🤗
© Анжелика Стражкова, 2022. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Читайте и подписывайтесь также на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение!
#самооценка