С 2021 года ставки НДПИ по многим добытым полезным ископаемым были увеличены в 3,5 раза за счет введения так называемого рентного коэффициента Крента. К числу немногих исключений, которым удалось избежать такого радикального повышения, был отнесен такой вид ДПИ как «неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии».
С этого момента и начались массовые споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу, являются ли их глины, известняки, пески и некоторые другие полезные ископаемые стройсырьем.
Изначально у налогоплательщиков была надежда, что налоговые органы примут во внимание немногочисленную судебную практику, которая предлагала в спорных случаях определять вид ДПИ исходя из фактического использования сырья (см., например, дело «Уральской диатомитовой компании»).
Однако завершенное в 2022 году дело «Пролайма» показало, что в вопросе определения вида ДПИ значение имеет не фактическое использование ДПИ, а его изначальное предназначение. Судя по первым судебным актам по Крента, именно по этому пути и пойдет дальнейшая практика.
Но забывать старую идею про фактическое использование ДПИ пока еще рано – когда-нибудь суды столкнутся с ситуацией, в которой либо предназначение будет неопределимо, либо их будет сразу два. Вот тогда и пригодится «фактический» подход.
Узнать больше про способы снижения Крента можно на вебинаре «Как избежать применения Крента».