Окончание. Предыдущая часть: Освенцимская одиссея женщин.
Итак, уже слышна канонада приближающегося фронта. Кенэлли демонстрирует поистине детское отсутствие воображения, что такое военные действия с привлечением фронтовых частей, а отступление разбитых армий это для него картина, которой он понять не в состоянии. Иначе как можно объяснить облачение герр директора, вместе с женой, в лагерную робу, и помещение оного за рулём роскошного лимузина в ситуации, когда окончательное поражение ещё не наступило? Когда по дорогам шастают банды деморализованных эсэсовцев, предателей и просто уголовников, которым терять-то собственно уже нечего? Поймав пару в лагерных робах, да еще с рекомендательным письмом от евреев, они запросто задержат таких по подозрению в краже имперской собственности и застрелят в придорожной канаве! Кенэлли не постиг даже такой простой истины, что создавая интригу надо позаботиться о её правдоподобии.
В том пресловутом лимузине, который теперь оказывается мерседесом, обивка дословно нафарширована бриллиантами, которые к тому же сами евреи якобы туда набивали. Так вот я, несмотря на то, что знаю, что у Оскара Шиндлера содержание алкоголя в крови всегда превышало минимальный уровень, утверждаю, что он не был на столько пьяным, чтобы по дорогам, забитым отступающими войсками, возить мешки с бриллиантами. Он страдал алкоголизмом, а не синдромом Дауна. Все бриллианты, какие у него были, наверняка припрятал заранее в безопасном месте, это ясно любому, у кого коэффициент интеллекта поднялся выше комнатной температуры.
Итак, Шиндлер с женой садятся в лимузин нафаршированный бриллиантами и в сопровождении грузовика с группой евреев едут к возлюбленным американцам. Ведь они так не любят русских! Это был пожалуй уникальный в масштабе Второй мировой войны случай группы евреев, которые так боялась наступления Красной Армии... Итак, небольшая кавалькада добирается до местности Гавличкув Брод, оставляют машины на центральной площади и идут заночевать в гостинице. Приближается фронт, а собственно говоря - фронта уже нету; есть только масса разбитых войск, откатывающихся на запад, а они оставляют без присмотра на улице машину напичканную бриллиантами! Кенэлли тут же потакает, что машину у них украли, не заботясь о том, какими клиническими дебилами предстают перед нами его герои. К счастью, это всего лишь вымысел жалкого конфабулятора, который пытается убедить нас, что военный мародер остался бедным и голым, что твой святой отшельник. Что все сокровища у него украли... А надо было! Сначала он грабил или отнимал при помощи шантажа, так пусть бы кто-нибудь отобрал у него награбленное.
Но и это тоже неправда - ведь чета Шиндлеров упорно продвигается в сторону швейцарской границы, якобы к тётке одного из них, инженера Эдварда Рубинского, которого английское издание Списка Шиндлера величает мистером Хьюбергером. Так они попали в Констанц на Бодензее, на границе со Швейцарией, где якобы недолго проживали. В каких условиях и на какие средства - это потребовало бы отдельного расследования. Я лишь ограничусь предположением, что у субъекта с такой тягой к прожиганию денег, как у Шиндлера, средства, хранящиеся в швейцарском банке - а на это недвузначно указывает маршрут его бегства - должны были кончиться очень быстро. Ну что ж - его собственная жена сказала о нем, что Шиндлер был глупым, бесполезным бездельником и к тому же чокнутым; ну и черт с ним!
Достоверно известно, что в его жизни появились новые женщины, новая официальная любовница-еврейка, кроме жены и неотлучной Марты Кизы, которая добралась в Констанц из Польши. Но когда источник денег награбленных в Польше высох, пришлось перебраться в Мюнхен и задуматься, что делать дальше. Как жить и на что жить? Кем был Оскар Шиндлер? Агентом разведки; может быть даже неплохим. Так появилось предложение - поедет в Аргентину. После войны, еще в Германии, он помог выдать в руки правосудия нескольких разыскиваемых эсэсовцев, в том числе и своего подельника Лепольда, коменданта Брюннлицкого лагеря, которого Шиндлер без зазрения совести отправил на виселицу.
Но в Аргентине прятались преступники форматом побольше Лепольда: Йозеф Менгеле, Адольф Эйхман, Клаус Барбье, а возможно, что и сам начальник Гестапо, Гейнрих Мюллер. Оскар Шиндлер обосновался в Аргентине в 1949 г. с документами Джойнта и 15 тысячами долларов (по крайней мере десять раз больше в пересчёте на нынешние деньги). Но и эти деньги растворились, а Шиндлер, оставив жену с неоплаченными долгами, бежал в Европу. Чем занимался с 1958 по 1961 г. - неизвестно.
В 1961 г. израильские спецназовцы похитили из Аргентины ответственного за массовое истребление евреев Адольфа Эйхмана и поставили его перед израильским трибуналом. Тогда появились первые слухи, что Шиндлер был как-то причастен к поимке Эйхмана, что его доносы помогли разыскать и арестовать нацистского преступника. Но заодно появились и кривотолки: что был нарушен суверенитет независимого государства, что без должной юридической процедуры был похищен человек, что Израиль провоцирует очередной виток разжигания ненависти к Германии, стремясь извлечь определённые политические и экономические выгоды из страдания евреев во время войны... А договор, подписанный в том же году в Нью-Йорке германским канцлером Конрадом Аденауэром и израильским премьер-министром Давидом Бен-Гурионом, требовал скрепления каким-нибудь символом еврейско-немецкого примирения. После премьеры фильма, выдающийся польский кинокритик Зыгмунт Калужиньски писал в журнале Впрост: Сама фигура пресловутого Шиндлера весьма подозрительна. Это работа абсолютно искусственная, возникла в Израиле, чего никто не скрывает, и преследует пропагандные, манипулятивно-тактические цели.
Так отыскался хороший немец; отыскался в спешке, для удовлетворения сиюминутных требований. Таким его надо было противопоставить Эйхману: доброго, помогающего евреям. В спешке никто не проверял факты. В начале был тезис - потом понадобились историки, которые его докажут. И такие историки нашлись.
По всему миру - от Израиля, через ФРГ, до Америки - посыпались статьи и телепередачи о святом Шиндлере, ангеле из Заблоча, краковском Ное, который спас ни много, ни мало - 1,200 евреев. Даже если принять, что Шиндлер спасителем был - что по моему мнению не соответствует действительности - то спасённых из Брюннлица было в точности 1,008.
Шиндлер быстро получил титул «Праведник среди народов мира» и посадил деревце в парке Яд Вашем в Иерусалиме, в 1966 г. Получил ордена от папы римского и Аденауэра, а правительство ФРГ решило выплатить ему компенсацию за имущество утерянное в Кракове и Брненеце! Нет, не в наличных деньгах, а в виде небольшой но жизнедеятельной фабрики карнизов в Ганау близ Франкфурта. Кеннэли же утверждает, что западногерманское правительство отклонило притязания Шиндлера, который заполучил цементное предприятие, приобретённое на средства, полученные от Джойнта и в виде займа от тех евреев Шиндлера, которые смогли найти себе место в послевоенной Германии. Не знаю, кому больше верить, но я лично отдаю предпочтения Мечиславу Пемперу, который был советником Шиндлера в деле о компенсации. Зато оба столпа Шиндлеровской легенды согласны, что предприятие вскоре обанкротилось.
Пропил ли его Шиндлер? Если да, то это был бы своеобразный рекорд пьянства, достойный книги рекордов Гиннесса. Алкоголь стал и причиной его смерти 9 октября 1974 г. в Хильдесхайме. В завещании просил похоронить его «среди своих евреев» на... католическом кладбище в Иерусалиме! Какое оно могло иметь отношение к евреям - неясно, но Шиндлер позаботился о своей легенде даже после смерти.
Но для героя легенды Оскар Шиндлер подходит как нельзя хуже. Это личность, которая на самом деле для такой роли не подходила. Это фальсификация от начала до конца, писал Зыгмунт Калужиньски ещё в 1994 г. Огромной пропагандисткой волне никто не пытался противостоять, хотя в Яд Вашем должны были со временем понять, что поставили не на того скакуна. Никто не захотел бросить прибыльное дело. Тем более, что нашёлся писатель, которому были обещаны гонорары и переводы за книгу о Шиндлере. Его звали Томас Кенэлли (австралийский католический писатель с сомнительной репутацией), а материалы поставлял Институт Яд Вашем; он же оплатил автору трехдневную поездку в Краков, которая вряд ли оставила много времени для солидного исследования материала.
Зато продвижение опуса на книжном рынке было поставлено на широкую ногу. Его фрагменты публиковали ведущие немецкие журналы Квик и Штерн, телекомпании многих стран посвящали ему отдельные передачи, а одна киностудия купила право на экранизацию. И никто из них не потрудился проверить повесть о ненастоящем человеке Томаса Кенэлли. Просто поверили ему на слово, благо, что в предисловии автор написал: Я старался избегать всякого домысливания, если оно входило в противоречие с документами, но все же мне нередко приходилась выбирать некий средний путь между правдой и мифом, которые в изобилии окутывали такую личность, как Шиндлер. Порой возникала необходимость в полном объеме реконструировать разговоры Оскара, о которых остались лишь краткие упоминания. Это одно из самых нахальных и лживых заявлений, какие мне довелось найти в трудах писателей, гуманистов, историков. Вся его книга лжива от первой до последней страницы. Кенэлли никогда не занимался репортажами, не был знаком с трудностями, которые ожидают автора собирающего материалы свидетелей; многие годы после описываемых событий, они забывают детали и склонны к конфабуляции и преувеличении своей важности. Это как плавание в океане, полным подводных скал и отмелей - и Кенэлли не пропустил ни одной: слухи, глупости, даже откровенная ложь. Он использовал даже такие подделки, которые для европейского читателя, знакомого с историей Холокоста, уже на первый взгляд отдают грубой фальсификацией.
Стивен Спилберг, которого я, в отличие от международной публики, не превозношу безгранично, так как его фильмы про динозавров и Индиану Джонса стоят на низком уровне человеческого разума и начисто лишены каких либо высоких мыслей и интеллектуального познания, согласился накрутить фильм на основе произведения Кенэлли. Тогда появился шанс перепроверить фактографический материал. Спилберг им не воспользовался. Просто прилетел из-за океана на своём частном самолёте, великий режиссёр и богач, накрутить в Кракове фильм, ещё до своего появления признанный шедевром. В телевизионном интервью для краковского журналиста Франчишка Павловского, Спилберг старался быть предельно вежливым и выражался о Кракове исключительно в лестных словах. Тогда он произнёс знаменательную фразу: Краков подарил нам свою историю и открыл свои учебники истории, давая нам возможность станцевать на их страницах. Краков открыл перед ним самые тёмные и трагические страницы своей истории - пристало ли на них танцевать? На земле, усеянной прахом тысяч уничтоженных людей, пропитанной их кровью? Спилберг произнёс одну из самых глупых фраз, которые когда либо вышли от людей, считающих себя культурной элитой человечества; не лучше ли было бы заняться динозаврами, вместо дутой графомании?
Благодаря многочисленным политтехнологическим манипуляциям в мировом масштабе, обыкновенный фашист, агент нацистской разведки, жирующий всю войну на имуществе отнятом у людей обречённых на истребление - вдруг стал героем нашего времени! Героем спасающим евреев от системы, которой он сам был видным и добровольным представителем.
Уже в Соединённых Штатах публика гневно отреагировала на появление плакатов фильма Спилберга, изображающих мужчину со свастикой в петлице, протягивающего руку ребёнку. Это не только ложь и попытка переделать историю, но провокация и плевок в лицо всем тем европейцам, которые в страшные дни Холокоста несли помощь обречённым и гонимым евреям. И прежде всего, это плевок в лицо поляков, которые посадили шесть тысяч деревьев в парке Яд Вашем и заслуженно гордятся титулом «Праведник среди народов мира». То, что такое же дерево дали посадить Оскару Шиндлеру, проходимцу и подлецу, является результатом чудовищной политической махинации, а не исторически документированных деяний. Поэтому Институт Яд Вашем должен окончательно определиться: либо срубить 6,000 польских деревьев и оставить дерево Шиндлера, который не имеет к нему никакого права, или... срубить Шиндлеровское дерево. Чтобы восстановить историческую справедливость. И положить конец польско-еврейской вражде, которая не приносит ничего хорошего ни одной стороне.
И наконец, чтобы выяснить повод, для которого я занялся легендой Оскара Шиндлера, хочу привести слова Станислава Добровольского: Пусть другие забавляются кавалерийскими атаками на танки! Их дело. А я должен защищать честь польского общества под оккупацией. Так написал никто другой, но сам бывший комендант Совета Помощи Евреям Жегота, которого никто не поддержал в более чем десятилетней публицистической борьбе с мифом «списка Шиндлера». Добровольский заявляет, что он на защиту польского общества, на защиту оккупированной Польши, становится в некотором смысле по назначению. Я же считаю своим долгом - добросовестно исследовав доступные материалы - встать на защиту истины от лживых мифов.
Данный текст был написан в 1999-2001 гг. для публикации на несуществующем ныне сайте автора. Здесь и дальше ссылки на лица, с которыми автор встречался и разговаривал тогда, в настоящее время могут быть неактуальны.
Все цитаты, если это не оговаривается особо в тексте, приведены по изданию, Т. Кенэлли. Список Шиндлера. Эрика, 1994., в котором отсутствуют существенные фрагменты английского оригинала. Недостающие фрагменты цитируются в переводе автора по изданию Th. Keneally. Schindler's List. Simon & Schuster, 1994.
Прочие источники и литература:
- E. Rosenberg. In Schindlers Schatten. Emilie Schindler erzählt ihre Geschichte. Kiepenheuer & Witsch, 1997.
- Z. Kałużyński and T. Raczek. Oscar dla Hitlera! Wprost, (15), 1994.
- St. Dobrowolski. Memuary pacyfisty. Wydawnictwo Literackie, 1989.
Если вам понравился данный цикл статей, вы можете приобрести полный текст через следующие магазины:
https://ridero.ru/books/spisok_svindlera
или поддержать автора на сайте Patreon:
https://www.patreon.com/posts/published
Рекомендую также к просмотру видеоролик Клима Жукова:
Список Шиндлера: между историей и совестью. Гениальная ложь Спилберга.