Продолжение. Предыдущая часть: Список Гольдберга.
Вторым, кроме несуществующего «списка Шиндлера», мифом является спасение женщин из освенцимского транспорта, который якобы «заблудился» по дороге из Плашова в Брненец. Евреи, ожидающие своих жён и дочерей в Брненеце якобы «нажимали» на Шиндлера, чтобы тот вмешался. Согласно бескритичному Кенэлли, наш святой посвятил этому правому делу тело своей секретарши, которой пришлось лечь в постель с комендантом концлагеря, чтобы вырвать оттуда краковских евреек и отправить их в Брюннлиц. За свои услуги она должна была получить кольцо с бриллиантом. Секретарша поехала и не вернулась, как намечалось, через два дня, Шиндлер поехал сам, с неким «безвестным Пельце». (Некоторые источники называют его «майором Польто»). И только тогда они якобы привезли, через два дня, женщин из Освенцима. По версии Александра Биберштейна, достаточно было перстня с бриллиантом и хорошенькой секретарши - она решила весь вопрос с женщинами. А как было на самом деле?
Начнём с вопроса, «заблудился» ли женский транспорт в Освенциме?
Во время суда над Амоном Гётом обвиняемый показал, что все транспорты «жидовской рабочей силы», направляющейся в Рейх, должны были проходить через Аушвиц. Транспорт из плашовского лагеря, отправленный 21 октября 1944 г., насчитывал 2,000 женщин, из этого 300 приписанных к лагерю Брюннлиц. Точный и достоверный историк концлагеря Аушвиц, Данута Чех, в Календаре концлагеря Аушвиц отмечает прибытие этого транспорта с последующей селекцией, которую провёл доктор Йозеф Менгеле лично. В результате селекции 244 узницы попали немедленно в газовые камеры, а остальные отправились в промежуточный лагерь Durchgangslager BIIc. Там формировались новые транспорты для отправки в филиалы концлагеря Аушвиц, как Гинденбург (Забже), Лихтеверден (Светла) и прочие. Транспорт 300 женщин в Брюннлиц отправился 10 ноября, т.е. 18 дней после прибытия в Аушвиц.
Оскар Шиндлер, по моим расчётам, был арестован по делу Амона Гёта где-то около 31 октября 1944 г. Его забрали в Краков, где он провёл 8 дней в КПЗ. Т.е. на волю он вышел 8-го или 9-го ноября, а 10-го Шиндлер вернулся в Брненец и на следующий день мог присутствовать в Свитавах при приёме транспорта узниц из Освенцима. Было ли у него время на встречу с комендантом в Аушвице? Было ли у него время послать туда секретаршу или майора "Польто/Пельце"? Было ли у него вообще время заниматься посторонними делами на следующий день после освобождения из краковской тюрьмы Гестапо? Мог ли он быть уверен в том, что его не арестуют опять, на этот раз надолго?
Кто в здравом смысле, только что попавший под подозрение в обворовывании Третьего Рейха, пусть даже в компании с Амоном Гётом, рискнёт идти на очередную коррупционную аферу, да ещё на таком высоком уровне, как комендант одного из главных концентрационных лагерей Рейха? А если попадётся? Это уже приговор. Для Шиндлера одного. Даже если мои расчёты неправильны, и Шиндлер вернулся в Брненец на два-три дня раньше, это ни в чем не меняет сути дела. В такое трудное для него время он не мог предпринять такой деликатной операции.
Но женщины прибыли в Брюннлиц - как это случилось?
Концлагерь Аушвиц II передал 300 узниц из Плашова в Брюннлиц согласно подорожной накладной. Они пережили в страшном, дымящем трубами крематориев лагере 18 дней - немногим больше чем мужчины в Гросс-Розен. Вот и всё.
Свидетель Генрих Мандель показал коротко и недвузначно: 300 женщин отправились в Освенцим, откуда, на основе особого списка, их передали в Брюннлиц. Но как это обыденно, нелитературно, без интриг и неожиданных поворотов! О, история с сексапильной секретаршей и бриллиантами для коменданта Аушвица, с последующим визитом самого святого - вот это по-голливудски! И так это показано в фильме: на стол коменданта сыпятся бриллианты, каждый размером в горошину. Сцена достойная тандема Кенэлли-Спилберг: первый бескритично переписывает мифологию в издании для умственно отсталых, а второй делает из них самый неправдоподобный сценарий. Спасибо ещё, что динозавров не приплёл...
Но мифология живуча. И вот уже Стелла Мюллер-Мадей в книге воспоминаний Девочка из Списка Шиндлера так описывает прибытие транспорта женщин из Освенцима в Брненец: одна из евреек истерически шепчет при виде Шиндлера, в форме, выходящего из машины: На колени перед ним, на колени! Если верить фрау Стелле, мифотворчество и стремление к канонизации Оскара Шиндлера появились довольно рано, раньше, чем несчастные женщины смогли узнать, в Брюннлице, что кто-то поехал за ними в Аушвиц. И это благоговейное отношение еврейских узников к форме Шиндлера... Кстати, а какую он носил? Вермахтовскую? Эсэсовскую? Партийную?
Пани Нидерлова, которая всю жизнь прожила в Брненеце, видела Шиндлера в эсэсовской форме и дала соответствующие показания советским и американским следователям. Первые без слова записали её показания, уехали и никогда больше не появились. Последние только замахали руками, сказали, что это невозможно и... не стали ничего записывать. Но если вспомнить, что в 1944 г. Абвер был включён, после падения адм. Вильгельма Канариса, в структуры Главного Управления Безопасности Рейха (РСХА), то является вполне вероятным, что наш святой облёкся в чёрный мундир СС.
Но ближе к делу - давайте взглянем на этот рай, эту землю обетованную горстки заключённых и их номенклатурной крыши из плашовского лагеря. Лагерь разместился в заводских помещениях в живописной долине реки Свитавы. Людей расквартировали по 150-170 в помещениях площадью в 40 кв.м. Доктор Йозеф Лопоур из близлежащей Витей Вси, который среди первых побывал здесь сразу же после освобождения, так описал это место в местной хронике: Проходя между их нарами, мы находим свидетельство того, что здесь имел место быть склад предназначенного на убой, но еще живого, сушеного человеческого мяса. Сравните с кадрами кинохроник снятых в освобождённом Аушвице или Берген-Бельзен! Покрытые кожей скелеты, весящие не более 30-40 кг. Медицинский кабинет, в котором операции проводились без наркоза, заостренными кухонными ножами, на грязной простыне. Зато военная промышленность работала бесперебойно; нескольких неопытных работниц даже обвинили в саботаже. Кенэлли нагло лжёт, когда пишет, что фабрика Оскара не производила ничего, ни одной гильзы.
А одно здание Брненецкой фабрики было целиком отведено под склад предметов награбленных Шиндлером и его подельником в Кракове. Об этом говорят материалы суда над Амоном Гётом. Свидетели перечисляют: меха, коньяки, шоколад, сигареты, дамское нижнее белье, драгоценности, старинную мебель, мужской и женский гардероб... Александр Биберштейн подтверждает, что ящики Амона были помечены буквами "A.G." А святой Шиндлер, который якобы посвятил свою жизнь спасению евреев, на самом деле занят был переправкой своих богатств в Вену. Когда пришёл конец войны, склад был уже почти пустой.
Весной 1945 года в Брюннлице появился Амон Гёт со своей любовницей Майолой. Шиндлер принял их под своей крышей - поскромнее, чем в Кракове, но всё-таки не бедной. Он уже успел прибрать к рукам виллу местного мельника, некоего Даубка, погибшего на фронте. Шиндлер обосновался там основательно; даже велел построить частный мост через реку, чтобы было ближе фабрики. Знаю, что обвиняемый Гёт со своей подружкой Майолой был в лагере Брюннлиц после освобождения из тюрьмы, показал на суде Людвиг Эльснер. Он появился и остался в Брюннлице как гость этого фабриканта. Примечательно - отсутствует тёплый тон по отношению к Шиндлеру. Слова «этого фабриканта» свидетельствуют, что отношение к нему узников фабрики было по крайней мере равнодушное, если не враждебное.
Можно спросить у Томаса Кенэлли - почему не обмолвился ни словом о тех частных складах двух брюннлицких подельников? Можно спросить у Стивена Спилберга - почему его камера не показала размеров грабежа героя его фильма? Почему мы не увидели умилительную сценку прогулки обоих друзей тет-а-тет по частному мостику через живописную Свитаву? Ведь бывшие узники Брюннлица показывали, что не раз видели обоих господинчиков на таких прогулках; да и сам Гёт стал наведываться на фабрику Шиндлера. Разногласия появляются при определении, как долго он там оставался - одни говорят несколько дней, другие - неделю, третьи - дольше. Но суть не в продолжительности визита - суть в том, что он подтверждает, что дружба Оскара Шиндлера с военным преступником Амоном Гётом продолжалась почти до самого конца войны. Потом Гёт уехал в Бад-Тёльц. Но отнюдь не в санаторий - там разместилась офицерская школа СС.
Кроме военного производства, еврейских работников загнали и на мельницу, которую Шиндлер не преминул прибрать к рукам вместе со всем имуществом бывшего владельца его новой виллы. Оттуда они старались выносить в завязанных штанах немного отрубей, в дополнение к скудному рациону на фабрике. Те, кому не повезло попасть на мельницу, работали в каменоломне около Храстовой. Там, кстати, они встретили своих же знакомых надзирателей из Плашова. Уж не они ли сохранили столько тёплых чувств и благоговения для герр директора, чтобы за день до прихода Красной Армии прощаться с ним так душевно и слёзно, как это описали Кенэлли со Спилбергом?
Незаурядный польский кинокритик Томаш Рачек прямо высказался на страницах познанского журнала Впрост: Я устал от навязчивого сентиментализма «Списка Шиндлера», особенно в финальных сценах, где истребление евреев представлено в опереточной форме с добрым гитлеровцем в главной роли. Эти монументальные речи недоучки Шиндлера, якобы записанные стенографистками, должны вызвать настороженность каждого, кто знает, как надо работать с историческими документами. Где оригиналы документов? И было ли место для подобных представлений под грохот орудий, когда самое время спасать свою шкуру? На день рождения, 28 апреля, герр директору якобы вручила торт из хлебной муки тринадцатилетняя тогда Нюся Хоровиц, которая ныне такого случая не помнит, но свято верит в спасительную миссию Шиндлера. В фильме торт переходит из рук в руки в Кракове - такое вот небольшое передвижение во времени и пространстве. Герр директор поцеловал Нюсю в лоб и... согласно тандему Кенэлли-Спилберг попал в гестаповскую тюрьму за Rassenschande, т.е. «расовое загрязнение». Можно ли придумать худшие бредни?
Но перейдём к финальным сценам, которые по голливудскому замыслу должны выдавливать слезы у любого зрителя с коэффициентом интеллигенции ниже комнатной температуры. Вот евреи прощаются со своим любимым директором (ах, как они его любят!) и на память дарят ему золотое кольцо с выгравированной надписью: «Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Кольцо якобы сделал некто по фамилии Лихт из золотого зубного протеза, который якобы пожертвовал старый Шимон Йеретц. У Йеретца уже нельзя спросить, правда это или нет, так как во время создания книги ему должно было уже перевалить за сто. Герш Лихт в списке отправленных в Гросс-Розен фигурирует как часовой мастер; ему во время создания легенды Оскара Шиндлера стукнуло восемьдесят. Известна фамилия ювелира, который пережил Брюннлиц - Маркус Вулкан. Журналист Веслав Кот утверждает, что в интервью для журнала Впрост, Вулкан передал совсем другую версию прощания с Шиндлером: «Игра закончена» - сказал. И попросил, чтобы приготовить ему перстень с цианистым калием. «Если меня поймают, я его проглочу».
И так слезливая сценка с кольцом и патетической надписью превращается в зловещий гротеск. Великий святой Шиндлер боится попасть в руки правосудия и подумывает о самоубийстве! Боится несмотря на свидетельство 1,200 брюннлицких евреев, якобы спасённых им от смерти!
Вероятнее всего, материал на кольцо не был взят ни из какого протеза, а просто Шиндлер сам дал его ювелиру. Так развеялась ещё одна литературная составная мифа. Позже, в Израиле, когда у Шиндлера спрашивали, какова была судьба кольца, слава которого прогремела по всему свету, он только махнул рукой и коротко отрезал: шнапс! А что ему оставалось делать? Публично признаться что дарственной надписи никогда на нем не было, зато была коробочка с цианистым калием?
Но в этих измождённых до предела евреях осталась жить мысль, что никто иной как Шиндлер является их спасителем. Он сам, в последние дни войны, вбивал им эту мысль в головы, рассказывая басни о выкупе каждого узника отдельно у Амона Гёта. И о кровожадном коменданте лагеря, унтерштурмфюрере СС Йозефе Лепольде, который якобы велел рыть рвы за городом, где всех должны были расстрелять. Но весной 1945 г. немцы уже не расстреливали евреев массово; с ноября 1944 г. даже перестали евреев отправлять в газовые камеры - каждый нужен был как рабочая сила для спасения военной промышленности Рейха. Совсем наоборот - немцы старались затереть следы былых расстрелов. Неужели им нужно было расстреливать - вопреки приказам сверху - именно брюннлицких узников? Чтобы создать новые следы преступлений?
Все филиалы лагеря Гросс-Розен - а к ним относился и брюннлицкий лагерь - работали в полную мощность до последних дней войны. И в большинстве, как например в Траутенау (Трутнов) узники выжили. Какой Шиндлер спас их жизни? Может стоит его найти, заковать в бронзу и поставить не пьедестале - ведь из одного Траутенау спаслось более 3,000 человек!
При каких обстоятельствах герр директор покинул Брненец тоже остаётся неясным - есть несколько версий. Но в Брюннлице имелся человек, который вел тайные записки - доктор Александр Биберштейн, который свидетельствует: Поздно ночью с 6 на 7 мая из Брюннлица выехал Оскар Шиндлер, которого провожали спасенные им евреи. Незадолго до отъезда Шиндлер якобы получил нечто вроде рекомендательного письма от евреев. Скажем, что его написали заранее, днём раньше. Но как они его ему вручили? Где и как состоялась та самая слёзная церемония прощания? Посереди ночи? В военное время? Когда в силе ещё комендантский час и затемнение? И вся эта тысячная толпа на весть об отъезде герр директора в одночасье покинула свои нары чтобы с ним попрощаться посреди ночи? Как это делают?
Кстати - Кенэлли упоминает, что кто-то перерезал провода в машине Шиндлера. То есть не все в Брюннлице желали ему счастливого пути! Потом Кенэлли пишет, что провода сварили; как - об этом автор умалчивает. Я не знаю как, хотя в своей жизни немало потрудился паяльником. Но не буду придираться к мелочам.
Окончание следует...
Данный текст был написан в 1999-2001 гг. для публикации на несуществующем ныне сайте автора. Здесь и дальше ссылки на лица, с которыми автор встречался и разговаривал тогда, в настоящее время могут быть неактуальны.
Все цитаты, если это не оговаривается особо в тексте, приведены по изданию, Т. Кенэлли. Список Шиндлера. Эрика, 1994., в котором отсутствуют существенные фрагменты английского оригинала. Недостающие фрагменты цитируются в переводе автора по изданию Th. Keneally. Schindler's List. Simon & Schuster, 1994.
Прочие источники и литература:
- A. Bieberstein. Zagłada Żydów w Krakowie. Wydawnictwo Literackie, 2001.
- N. Blumenthal. Proces ludobójcy Amona Leopolda Goetha przed Najwyższym Trybunałem Narodowym. Centralna Żydowska Komisja Historyczna, 1947.
- D. Czech. Kalendarz wydarzeń w KL Auschwitz. Wydawn. Państwowego Muzeum w Oświęcimiu-Brzezince, 1992.
- Yad Vashem, зап. O.3, п. 2670, о. 3556145, док. מ-2570/149.
- S. Müller-Madej. Das Mädchen von der Schindler-Liste. Aufzeichnungen einer KZ-Überlebenden. Dtv, 1998.
- J. Lopour. Listy z kroniky. Nové Svitavsko, (8. 5.), 1975.
- Z. Kałużyński and T. Raczek. Oscar dla Hitlera! Wprost, (15), 1994. ^
- В. Kot. Powrót do przeszłości. Wprost, (6), 1994. ^
- M. Miller. The Real Schindler. Newsweek, (Dec. 20), 1993.