Эта франко-английская лента 1993 года, как правило отсутствует в подборках фильмов про Средневековье. Возможно, потому что здесь нет ни королей, ни славного рыцарства (есть один в финале, но…), ни войны, ни даже конфликта за прекрасную даму.
Герои здесь: провинциалы -бедные горожане, странноватые сеньорчики, судейские, священник и главный герой – адвокат, приехавший из Парижа, как он надеялся для спокойной юридической службы. Жанр – исторический детектив, а не эпичная драма.
Прекрасные дамы, вот, кстати, есть, даже не одна, но зато каждая - «с изюминкой». Будь я рыцарем, выбрал бы, наверное, дамой сердца дочку сеньора, не будь она с «небольшими» отклонениями.
Итак, Франция XV века, мэтр Ришар Куртуа, слегка амбициозный, но честный адвокат, со своим верным секретарем Матье, прибывают на север Франции, опыта поднабраться, да и решил мэтр почувствовать себя большой рыбой в мелкой воде, а то в Париже такая конкуренция – и не выдвинешься. А дел тут – конь не валялся. Мало того, что подданных короля не по правилам в колдовстве обвиняют (а это значит, их можно спасти), так еще и животных судят наравне с людьми.
С ходу Ришар берется за защиту горожанки Жанин, обвиненной в напуске на соседа крыс и в сговоре с дьяволом. Животных, значит судим? Тогда их и в суд, как свидетелей можно привлекать, не так ли? Вот и призвал Ришар крыс в суд (вывесив приглашение), как свидетелей защиты. А когда крысы не явились (почему-то), хотел судья объявить дело Жанин и Ришара проигранным, но Ришар парировал – имеют право свидетели не являться, коли на них в суде смертный враг напасть может. Собаки и кошки у нас тут по всем углам. Это пункт обвинения Ришар поборол, но, увы, судья поймал его на другом обвинении и Жанин приговорили к казни.
Но для огорченного Ришара параллельно есть и следующее, совсем уж безумное дело – обвинение свиньи бродячих «египтян» (сиречь, цыган) в убийстве маленького мальчика из местной еврейской общины. Уж очень просят нищие «египтяне» Ришара о помощи, но понятное дело, становится свинским адвокатом у него нет никакого желания. Но по ходу пьесы выясняется, что все как-то уж слишком сильно запутанно…
Рядом с городишкой стоит замок некоего сеньора Жана д’Офера, так себе, барон – не из родовитой знати, бывший торгаш, купил себе земли и титул. Приглашает барон Ришара к себе и вот тут адвокат понимает, что д’Офер как-то слишком непропорционально заинтересован в осуждении того несчастного свинтуса. Уговаривает Ришара защиту бросить (да я и не хотел!), чтобы зловредную свиняку осудили и смертной казнью порешили. А взамен – на службу к себе зовет, 400 ливров обещает, и даже дочь свою Филетту в жены предлагает отдать, с приданным в 500 акров земли – а та и рада.
Размышляет Ришар – что-то как-то… перебор пошел. Невеста, конечно, того… пугает. Не внешним видом (напротив), а поведением – беда с головушкой, но это еще не повод выдавать ее за не дворянина. Что-то здесь определенно не так, и дело вовсе не в свинье. Сеньор еще говорит, что жена ему бывшая свояченица, дескать, вдова брата. Однако, я бы на месте доброго мэтра Ришара, глядючи на дочь и сына этой пары, подозревал бы куда более близкое родство. Странности Филетты, это еще, оказывается, цветочки.
Так что придется разбирать Ришару совсем уж рискованное и грязное дело этих мутных на голову сеньоров.
И финал, предсказанный казненной Жанин – и пришел в город «рыцарь в доспехах, сияющих как солнце, и в руках его будет меч силы и справедливости. Он освободит вас от вашей лжи и вашего зла и сделает этот мир лучше». Вот только… увы.