Голод. Голод это один из пяти братьев и сестер, которые незримо стоят за плечом человека и подгоняют его быстрее двигаться, что-то соображать, делать, суетиться, в общем добывать себе и своим близким хлеб насущный. Таков Великий Закон жизни, и все мы ему следуем, поэтому нам так жалко голодных людей, которые не могут добыть себе пищу по причине непреодолимых обстоятельств.
Вот взять к примеру индейцев Северной Америки, а конкретно разрозненные общины, проживавшие вдоль в верхнего течения реки Саскуэханна -делавары, нантикоки, тутело, могикане и шауни, с широким присутствием ирокезского элемента из района Фингер-Лейкс. Эта была земля беженцев, очищенная от прежних обитателей оспой и войной, в которой Шесть наций ирокезов разрешили поселиться осколкам покорённых, некогда могучих племен и сами жили среди них.
Северная ветка Саскуэханны была удобным водным путем из Пенсильвании в страну ирокезов в Фингер-Лейкс. В хороший год, когда весенние воды были обильны, по ее притокам можно было так высоко забраться вверх на каноэ, что до ирокезских деревень оставалось пройти пешком около 50 км. В начале 1750-х годов по этой реке часто путешествовали миссионеры Моравской церкви, чтобы наладить отношения с ирокезами, изучить их язык и в будущем добиться разрешения построить среди них христианскую миссию.
Сохранились любопытные дневники этих путешествий за 1750, 1752, 1753 годы, где очень часто упоминается о голоде среди индейцев. Бывало, что в индейской деревне из 100-200 человек не было достаточно провизии, "чтобы погрузить на одну лошадь", а то и просто не было никакой еды и индейцы выживали за счет подножного корма:
Воскресенье, 15-е июня 1753 г.. - Мы вернулись к нашим хижинам и нашли их пустыми, так как наши хозяева ушли в лес в поисках кореньев. Их и наши запасы пищи были полностью исчерпаны, и не было никакой возможности их пополнить. Поэтому индейцы сейчас питаются в основном кореньями и травами, которые, однако, они вынуждены варить от 24 до 30 часов, так как они ядовиты...
В целом у индейцев к моравцам было положительное отношение, и они делились с ними всей едой, которая у них была. Сами миссионеры тоже старались соблюдать законы дорожного гостеприимства и угощали встречных индейцев добытой дичью, рыбой и хлебом. Имели они с собой и универсальную валюту тех мест - вампум, цилиндрические бусины, выточенные из морских раковин. Без нитки вампума не обходился ни один мало-мальски важный разговор с вождями, он служил, как верительная грамота, подпись на договоре, и как украшение.
В одном случае моравцам удалось с большим трудом обменять 1600 белых и черных (наиболее ценных) бусин на еду у ирокезов для обратной дороги домой, а вот в другом им было оказано в самом малом во время посещения деревни Ченанго на Саскуэханне:
Воскресенье, 3-е июня 1753 г. - Нам пришлось остаться здесь еще на день, так как индеец-проводник не вернулся. Мы испытываем некоторое беспокойство по поводу продолжения пути. Наши запасы скудны, они состоят из небольшого количества кукурузы, которую нам дали нантикоки. Если бы мы ее съели, то у нас не осталось бы ничего для продолжения путешествия, а достать здесь хоть крошку еды совершенно невозможно.
Вокруг царит голод, и индейцы выживают за счет различных кореньев и трав, которые они находят в лесу. Мы хотели купить полбушеля кукурузы у женщины-шауни и предложили ей за это 100 черных бусин вампума. Она, однако, отказалась продавать, сказав очень искренне: "Что толку от этого вампума, если после сделки я должна голодать?" Мы посочувствовали ей, хотя сами бедствовали по той же причине.
Так обстояло дело в деревнях, когда был подъеден прошлогодний урожай и заготовленная в прок проходная, сезонная рыба (т.е. та которая совершает массовые миграции), а нормально существовать большой общине людей за счет добычи мелких птиц и зверья совершенно невозможно. Да таже самая рыбалка на обычную, не проходную рыбу была делом везения и индивидуального умения.
Главную причину голода хорошо описали нантикоки в своем послании ирокезам:
24 июля 1753 г. Вожди собрались в нашем доме и долго совещались по поводу многих поясов и ниток вампума, особенно по одному, присланному Нантикоками, о чрезмерном пьянстве среди индейцев, и были сделаны устные и письменные заявления, молящие их принять меры, направленные на прекращение этой волны зла. После этого совет был распущен. Ближе к вечеру они снова собрались, и привели с собой 8 или 9 женщин. Женщины обычно приносят запасы рома, поэтому они должны быть заинтересованными слушателями.
Аргументы нантикоков были следующими: совершенно очевидно, что сейчас так мало индейцев там, где раньше их было так много. Причиной этого уменьшения является употребление ими слишком большого количества рома. Пусть индейцы попробуют обойтись без рома хотя бы четыре года, и они будут поражены ростом населения, уменьшением болезней и ранней смерти. Все это - результат употребления рома, который также является основной причиной голода среди индейцев, вызванного тем, что они не сажают урожай в нужное время.
По мимо срыва посевной из-за регулярных массовых запоев целых деревень, приобретение рома на меха в ущерб нужным в хозяйстве вещам - оружию, пороху, металлическим инструментам и т.д., а также уклон экономики аборигенов в пользу ловли пушных зверей, все это ухудшало уровень жизни индейцев, и как следствие снижало уровень рождаемости и выживания младенцев. Просто бросить пить они не могли, и хотя вожди часто просили колониальные власти ограничить поставки спиртного, как только в деревню привозили ром, они сами становились в очередь со стаканом.
О том, что из себя представляет коллективная индейская пьянка вы можете прочитать в моей статье "Два незабываемых дня в пьяной индейской деревне".
Источник - Moravian journals relating to central New York, 1745-66.