Скотт Дерриксон отказался от постановки "Доктора Стрэнджа в Мультивселенной безумия" из-за творческих разногласий с Marvel. Он хотел сделать чуть ли не первый хоррор для КВМ, как мастер в этом жанре, но руководство студии его идею не приняло. Так, Дерриксон переключился на другой проект своей мечты – экранизацию рассказа Джо Хилла (настоящее имя – Joseph Hillström King), сына Стивена Кинга.
В итоге он поставил The Black Phone, сценарий для которого писал на пару со своим коллегой и товарищем С. Робертом Каргиллом.
Синопсис фильма Чёрный телефон
1978 год, Северный Денвер. В маленьком американском городке начинают пропадать дети. Основная вещь, на которую опираются и фильм, и история, - это непреходящий страх, укоренившийся в детях того времени, что их в любой момент могут украсть с улицы.
Мои мысли по поводу фильма
Этот фильм трудно смотреть как абсолютно новый, несмотря на то, что по времени выхода он всё же относится к новинкам. Хочешь того или нет, на ум приходят и “Оно”, и “Пила”, и “Кошмар на улице Вязов” – по наличию некого устрашающего фактора в маленьком городке, исчезновению детей, воздушных шариков и ребуса “Как выбраться из комнаты” (в данном случае – с отключенным телефоном, унитазом и матрасом).
Фильм вызывает рефлекс "пуганая ворона и куста боится", то есть, включая фильм с пометкой в графе “триллер, ужасы”, я планирую подсознательно от страха поджимать ноги и закрывать глаза ладонью. И я ещё помню те благословенные времена, когда действительно боялась (спасибо Вербински за “Звонок”). Но чёрный телефон не напугает, здесь придётся искать другие факторы, которыми он сможет увлечь.
Фильмы ужасов в плане "испугать" далеко продвинулись от предрассветного скрипа половиц и выплывания страшной рожи из тьмы. Клоунский оскал (или оскал фокусника на полставки) с высоким лбом едва ли заставит описать кресло от страха. Нужно уже закладывать что-то глубже, устрашать самим осознанием происходящего, что, если смотришь на поведение человека на экране и сопоставляешь его внешность со словами, жестами и действиями, с его окружением, было бы здорово именно этим провоцировать дискомфорт. Чем не фильм ужасов, когда понимаешь, что происходит неладное, когда нагнетается ощущение плохого без классических приёмов устрашения? “Чёрный телефон” вызывает неприятное ощущение, когда показывают плакат с надписью “Пропал”, прикреплённый к телефонному столбу. Мысль о том, что это может случиться – это ужас, который никогда нельзя объяснить и он полностью не исчезает.
В этом плане The Black Phone держит высокую планку. Тут словно бы осознанно отступили от привычных внезапных устрашнителей, а сделали ставку на хорошую игру актёров. Итан Хоук в роли Граббера (The Grabber) просто невероятен – он создал отталкивающего психопата со своей внутренней кухней (один его голос приводит в ужас, как он им виртуозно пользуется). Молодые актёры, играющие роль брата и сестры, Финни и Гвен, вызывают искреннюю симпатию, им совсем несложно сопереживать. Они создали очень правдоподобную родственную дружбу, местами с подколками, но при этом безусловно любящие друг друга и готовые прибежать на помощь. Линия со становлением дружбы между Финни и Робином заслуживает внимания – очень классно сыграно. Точно подобранные реплики, показывающие характеры разговаривающих, расставили акценты: кто есть кто.
Фильм точно стильный по картинке, по соотношению событий и реплик, по тому, как выстроена логика повествования. Мне даже показалось, что актёров на роль Финни и Граббера специально подобрали со внешним сходством. Когда показывают крупный план лица Финни в финале фильма и слышны закадровые рассуждения о его силе и невероятном спасении, внутри стынет кровь. Ведь неизвестно, как именно он справился со стрессом после похищения, что именно он будет делать со своими обидчиками дальше, может, это начало истории Граббера, а вовсе не хэппи-энд.
Это не всё, что заставляет задуматься при просмотре. Мне откликнулась фраза, выразительно произнесённая Граббером: “Живёшь всю жизнь тихо и незамеченным, и вдруг тебя знает вся страна!” Есть в этом какая-то его внутренняя боль, не разобранная на экране, но, видимо, имеющая отношение к его поведению. Это из разряда сопоставления случайных фактов. Что нужно сделать, чтобы прославиться – написать интересный роман или стать жертвой похищения? А ещё в фильме звучит здравый посыл: “когда-нибудь тебе придётся постоять за себя!” Главная тема взросления, которая есть и у Клуни в “Нежном баре”. Очень важно научиться пользоваться своими силами, потому что полиция, к примеру, не сразу может найти твои следы.
Образ клоуна в рассказе Джо Хилла “Чёрный телефон”
Джо Хилл рассказывает, что роман “Оно” он очень любил, но он никак не имеет отношения к его произведению: “Когда я писал "Чёрный телефон", прошло 20 лет с тех пор, как я прочитал книгу, и 15 лет с тех пор, как я видел фильм. Мне это ни разу не приходило в голову. То, о чём я думал, было самым печально известным детоубийцей из американской истории. И первое, что приходит на ум – это Джон Уэйн Гейси, который был клоуном на полставки”.
Рассказ “Чёрный телефон” стал для автора поворотным пунктом. Он ознаменовал его переход от длинной формы к короткой, именно с него он научился делать короткие рассказы. Изначально “Телефон” планировался как целый роман, но ничего не вышло.
Экранизация сделана близко к тексту. Важное изменение коснулось Граббера. Ему заменили одно слово – вместо клоуна его сделали фокусником.
Хилл рассказывает:
- Когда мы говорили о ”Чёрном телефоне" как о фильме, к тому времени экранизация “Оно” (глава первая) уже была на слуху. И я думаю, что среди нас было такое чувство, что было бы ошибкой позволить плохому парню быть клоуном, что Америка сыта по горло злыми клоунами. Есть Пеннивайз, и для другого нет места. Так что нам нужно переосмыслить это. И я знал из чтения об истории магии и романа "Картер побеждает дьявола"/Carter Beats the Devil, в котором фокусник играет и дьявола, и самого себя, что была история о том, что Люцифер был частью старых магических действий. Итак, мы говорили о маске дьявола, мы говорили о фокуснике. И я думаю, мы также подумали, что Скотту Дерриксону было интересно перейти от Доктора Стрэнджа, самого героического волшебника в мире, к обратной стороне этой монеты, к зловещему иллюзионисту. Это была большая перемена. И я думаю, что мы сделали правильный выбор.
Джо Хилл был не просто читателем и поклонником романа “Оно”/It Стивена Кинга, но роман был посвящен ему, его сестре Наоми и брату Оуэну. Когда он начинал свою профессиональную карьеру, он использовал псевдоним “Хилл”, чтобы отличить себя от своего знаменитого отца.
Несмотря на свой собственный статус автора, на успех рассказа The Black Phone показывает, над Хиллом всё ещё нависает тень отца, от которой ему приходится уклоняться.
Он подмечает: “Я думаю, что опасность того, что, если бы Граббер был злым клоуном, то это выглядело бы так, словно мы просто снимаем сливки с гнусного образа Пеннивайза. Так что – лучше этого не делать”.