Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Баба Яга современная и - другая - средневековая

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Во-первых, о представлениях современных. В основе их лежат сделанные в XIX веке адаптации русских народных сказок для детской аудитории и «русское фэнтези» Пушкина. А скорее даже его ошибочная интерпретация. Баба Яга в бредущей «сама собой» ступе и колдунья Наина — разные персонажи, слившиеся в массовом сознании воедино — в Наину Киевну Горыныч братьев Стругациких.

Большое влияние на итоговый образ оказал и западный фольклор — представления о ведьмах. Следствием стало обретение Бабой Ягой способности к полёту — в ступе, не на помеле, но метла, тем не менее, интегрировалась в образ, вытеснив традиционную лопату. К лопате ещё придётся вернуться, однако, главным эффектом тлетворного влияния запада на этом фронте стало ещё большее «очеловечевание» персонажа. Ведь, ведьма, — как и Наина в «Руслане и Людмиле», — колдунья. Связавшаяся с нечистой силой, владеющая магией, но в остальных отношениях обычная женщина. Настоящая Баба Яга не являлась человеком и не слишком-то на человека походила.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Речь не о костяной ноге, хотя и о ноге — тоже. Однако, главное отличие заключалось в размерах. В традиционных сказках Яга представлялась великаншей, с трудом помещавшейся в «избушке», которая также была больше человеческого жилища. Как следствие, от предложения Яги садиться на лопату и отправляться в печь даже богатырь не мог отказаться прямо. Физическое противостояние монстру считалось бесперспективным предприятием. Одолеть Ягу можно было только хитростью.

Но, кстати, о ноге. Отождествление «избушки» со свайными склепами финских племён, а манипуляций с лопатой с процедурой инициации, вероятно, не лишены оснований. Хотя и лишь как версии, связанные с происхождением образа. Образа могущественного стража на границе между мирами живых и мёртвых, проводника — психопомпа. Костяная нога означала, что Яга наполовину находится в царстве Теней, — и это нередкий мотив в мифологиях.

Ну как «стража»? В лес, отождествляемый славянами с загробным миром, Яга пропускала всех. Но если через лопату, то без обратного билета. Могуществом же эта сущность, — если иметь в виду арсенал артефактов и магических способностей (лишь по меркам современной фэнтези скромный), — не отличалась от языческих богов.